Новая серия вооруженного
насилия в школах США
Нижеследующая статья была опубликована на
английской странице МСВС 15 марта 2001 г.
Недавно мы стали свидетелями новых перестрелок в
средних школах США. Самый последний эксцесс со
смертельным исходом произошел 5 марта, когда 15-летний
Чарльз «Энди» Уильямс открыл огонь в средней
школе «Сантана» в Сантее, штат Калифорния, в
результате чего двое учащихся были убиты, а
тринадцать ранены.
В то же самое время, когда произошла стрельба в
школе «Сантана», другой трагический эпизод
случился в столовой Католической школы в
Вилльямспорте, штат Пенсильвания , где 14-летний
стрелок ранил выстрелом в плечо свою
одноклассницу. Раненая девушка была
госпитализирована и в прошедший четверг
выписана из больницы.
Две другие школы в Калифорнии также находились
под угрозой возможной стрельбы. На следующий
день после выстрелов в Сантее, 6 марта, полиция
Стоктона сообщила, что шестиклассник пронес в
школу оружие и носил его со спущенным затвором до
тех пор, пока не был задержан. В тот же день
учащийся средней школы в графстве Йуба (Yuba)
сообщил администрации, что одноклассник
рассказал ему о своих планах стрелять в
нескольких человек на школьном дворе.
В это же время 8 марта недалеко от Шарлотты,
Северная Каролина , другой учащийся был
арестован по подозрению в отправке по
электронной почте сообщений, где содержались
угрозы взорвать 13 средних школ и предупреждлось,
что установленные бомбы взорвутся в течение часа.
Начиная с 1996 года произошло 16 инцидентов,
связанных со стрельбой в американских школах, в
результате которых погибло 35 учащихся, 17
учителей и должностных лиц и ранено 70 человек.
Наиболее ужасное нападение случилось в
Колумбинской средней школе в Литтлтоне, штат
Колорадо, 20 апреля 1999 года, когда учащиеся Эрик
Харрис и Дилан Клебольд застрелили 12 школьников
и одного преподавателя, затем ранили еще 23
человека, после чего застрелились сами.
В настоящее время многие школы имеют свои
охранно-предупредительные системы, включая
расширенные консультации и «горячие линии» куда
учащиеся могут звонить анонимно, и предпринимают
усиленные меры безопасности. Металлические
датчики и проверки рюкзаков, которые прежде
можно было увидеть только в городских школах,
теперь являются вполне обычным явлением для
пригородных районов, где проживают прежде всего
семьи из среднего класса.
В школе «Сантана» не требовали, чтобы учащиеся
проходили [при входе в школу] через
металлодетекторы, однако там использовали
специальные анонимные листы для студентов, при
помощи которых можно было сообщать о каких-либо
угрозах. Директор школы проходил специальную
спортивную тренировку. Кроме того на работу по
совместительству был привлечен помощник шерифа.
Семь надзирателей в течение полного рабочего дня
прогуливались по школьному двору и территории,
где были установлены специальные телефоны, радио-
и громкоговорители, для того, чтобы улучшить
возможности средств связи как меры безопасности.
Все эти меры, однако, не смогли остановить
студента от расстрела двух его одноклассников на
прошлой неделе.
Согласно правительственным сообщениям, несмотря
на то что насилие в школах в целом снизилось,
главным образом, за счет уменьшения числа
инцидентов в городах, вооруженные нападения со
стороны учащихся не прекращаются, причем
большинство из них приходится на пригороды. Что
движет этими молодыми людьми и заставляет их
применять столь крайние и отчаянные меры? Как это
связано с их жизнью, с жизнью того социального
слоя, к которому они принадлежат, с жизнью
американского общества в целом?
Рассмотрим самый последний случай и попытаемся
понять, что представляет собой молодой убийца и
его родной город Сантее, штат Калифорния . Город с
населением 60 000 человек лежит в 20 милях на северо-восток
от Сан-Диего, в Южной Калифорнии, и его на картах 20
лет еще не было назад. Большинство семейств,
проживающих в этом городе, имеют собственные
дома и средний ежегодный доход 60.000 долларов.
Многие из постоянных жителей Сантее, относящихся
к среднему классу, приехали туда, чтобы избегнуть
преступности и насилия больших городов, подобных
Сан-Диего и Лос-Анджелесу, и чтобы обучать своих
детей в лучших школах.
Энди Уильямс, чьи родители разведены, недавно
приехал в Сантее из Мэриленда, чтобы жить с отцом.
Худенького, невысокого мальчика постоянно
дразнили и задирали в прежней школе, и его мать и
отец решили, что для него будет лучше, если он
уедет в другой город. Но издевательства
продолжились и в средней школе «Сантана».
Одноклассники, по-видимому, часто насмехались
над ним из-за его роста: он едва достигает 5 футов.
«Его постоянно подкалывали, — сказал один
учащийся, — потому что он был одним из самых
тощих парней. Его называли уродцем, наркоманом,
курицей, кретином и тому подобное». За неделю до
инцидента со стрельбой была украдена его
роликовая доска.
Средства массовой информации сейчас
подчеркивают ту существенную роль, которую
играют издевательства в провоцировании подобных
инцидентов, и в данном случае такое
провоцирование, очевидно, имело место. Но
издевательства в школах не начались в 1990-х годах.
Что началось как социальный феномен, так это то,
что обеспокоенные подростки стали применять
насилие против одноклассников и школьных
должностных лиц, приводящее к убийству и часто —
к самоубийству. (Согласно последним сообщениям,
Уильямс сказал полицейским следователям, что он
оставил пулю для себя и намеревался покончить с
собой после расстрела своей, очевидно спонтанно
выбранной, жертвы).
То, что преобладает в официальных отчетах и
сообщениях средств массовой информации, — это
ощущение замешательства и беспомощности.
Утверждения о том, что Уильямс непременно должен
быть допрошен как взрослый и изолирован от
общества, призывы к еще более карательным мерам
по отношению к юным преступникам, позволяют
прогнозировать не выраженную явно тенденцию к
применению репрессий с целью обеспечения
правопорядка. Но даже эти заявления делаются с
оговоркой, что допущение таких мер до сих пор не
смогло остановить повторение подобных кровавых
инцидентов.
Вполне понятно законное беспокойство по поводу
безопасности как детей, так и взрослых в
национальных школах. Но эта проблема выступает
как реальная дилемма без какого-либо очевидного
решения. С одной стороны, неблагоразумно
отказываться от проведения некоторых
профилактических мер против вооруженного
насилия в школах, так же как и от моделирования
возможного поведения на случай, если это где-то
произойдет. С другой стороны, огромное
большинство американцев совершенно справедливо
относятся с осторожностью к предложениям
фанатиков «закона и порядка» превратить школы в
милитаризованные зоны и обходиться более грубо и
жестко с демократическими и личными правами во
имя безопасности.
Общественные дискуссии по поводу школьного
насилия, будучи отфильтрованными через средства
массовой информации, несколько искажаются и
представляются как имеющие еще менее
рациональный и гуманный подход к решению
проблемы. Это происходит потому, что масс-медиа и
политические учреждения не осмеливаются
касаться того факта (не говоря уже о серьезном к
нему отношении), что подобный феномен должен
неизбежно отражать более общие проблемы и
противоречия внутри американского общества.
Разве мы не жили в период беспрецедентного
процветания, когда «одна мировая супердержава»
служила для всего мира образцом общества «благоденствия»?
Рецидивы школьного насилия со смертельным
исходом превращают в жалкую пародию плакатный
образ социальной реальности в США, что является
главной причиной того, почему официальные
властители умов так тушуются, говоря об этих
вещах. Чтобы по-настоящему понять проблему
школьного насилия, требуется исследование того,
какому давлению подвергаются молодые люди, и
насколько оно отражает лежащие в основе
общественного строя формы собственности и
структуру американского общества в целом.
Подростки всегда подвергались прессингу с тем,
чтобы быть втиснутыми в рамки общепринятого
поведения. Но когда это происходит в таком городе,
как Сантее, подобном многим другим «хорошим»
общинам в Америке, — что это означает сегодня?
Больше, чем когда бы то ни было в прошлом, молодых
людей судят сегодня по их автомобилям, одежде,
атлетическому сложению, по тому, как они способны
адаптироваться к своей «клике». Это давление
конформизма — «ты должен им соответствовать» —
сопровождается сильным и широко
распространенным чувством потери доверия,
отчуждения и даже безнадежности. Энди Уильямс,
стрелок из средней школы «Сантана», оказался под
прессом отчуждении и недостаточного внимания к
нему со стороны взрослых. Его друзья рассказали
журналистам, что он входил в группу подростков,
чьим основным занятием было собираться на
соседней со школой улице и курить там марихуану и
пить текилу .
Вот что сказал приятель Уильямса корреспонденту
New York Times: «В последние два месяца он много пил и
курил марихуану, но я думаю, что это оттого, что
каждый постоянно подкалывал его». Такая форма
социализации, очевидно, не казалась необычной
для друзей и знакомых Уильямса.
Конечно, только очень немногие из огромного
числа подростков, обучающихся в средних школах и
испытывающих чувство отчужденности, решаются на
то, чтобы свести счеты с собственной жизнью или
жизнями других. Однако отрезвляющим фактом
является то, что на втором и третьем месте среди
основных причин смерти американских подростков
после автодорожных катастроф стоят самоубийство
и убийство соответственно.
Когда нынешнее поколение «бэби-бумеров» (тех, кто
появился на свет в период резкого увеличения
рождаемости после окончания войны) вступало в
пору своего совершеннолетия, ему пришлось
интегрироваться в общество, очень далекое от
того, чтобы быть идиллическим. Америка 1960-х и
начала 1970-х годов, так же как и сегодня,
представляла собой жестокое классовое общество.
Тем не менее имелись некоторые существенные
отличия. Согласие внутри политической и
корпоративной элиты имело ту же основу, которая
была унаследована от либерально-реформистского
«Нового курса» периода Депрессии. В правящих
кругах еще преобладала вера, что американский
капитализм, основанный на глобальном
экономической превосходстве, был в состоянии
вести «холодную войну» — так же как и
региональные войны за границей, в то время как
усилия, по крайней мере, до некоторой степени,
направлялись на решение внутренних проблем
бедности, обеспечения жильем, безработицы,
расовой дискриминации и т.д. Официальная
либеральная идеология, представленная такими
политическими фигурами, как Кеннеди и Джонсон,
ясно сформулировала уверенный оптимизм
относительно возможностей улучшения общества и
превращения его в более равноправное и
демократическое.
Молодые люди, вступившие в совершеннолетие,
впитывали эту политическую атмосферу, главным
образом, подсознательно. Определенные концепции
социальной солидарности, равенства, прогресса,
если можно так выразиться, «витали в воздухе».
Было ощущение, что жизнь каждого индивидуума
связана с большим социальным целым и приобрела
значение благодаря общим усилиям, направляемым
на социальный прогресс.
Это был, кроме того, период больших социальных
битв: движения за гражданские права, активной
борьбы рабочих, а также существования таких
организаций, которые требовали, с некоторыми
оговорками, защиты интересов широких масс
трудящихся — организации за гражданские права,
профсоюзы.
Для многих молодых людей — которые вообще остро
чувствуют лицемерие во всех формах — очень
быстро стало ясно, что прогрессивная риторика
либерального политического истэблишмента,
сконцентрированного в Демократической партии,
пронизана противоречиями и обманом. Война во
Вьетнаме сыграла главную роль в этом процессе
политического пробуждения, прояснения и
радикализации.
Но молодежь того времени имела определенную
систему взглядов — относительно общих понятий о
социализме, радикальной реформе, революции —
посредством которой она могла направить свое
недовольство и возмущение официальными
общественными и политическими институтами в
определенное русло.
Бурные 1960—70-е годы, однако, не разрешились
революционными изменениями. Рабочий класс еще
был не способен преодолеть влияние реакционной
рабочей бюрократии — сталинистской, социал-демократической
и профсоюзной - которая рассеивала его силы и
политически дезориентировала его. Цена за
поражение революционной борьбы и
интернационалистических стремлений была
огромной: американский правящий класс,
политически представленный администрацией
Рейгана, предпринял свирепую атаку на рабочий
класс, которая была продолжена с тех пор в равной
мере президентами как от Демократической, так и
Республиканской партий.
Это наступление правящего класса дало импульс к
тому, что предательство сталинизма достигло
своей высшей точки и выразилось в распаде
Советского Союза. Трагический финал Великой
Октябрьской революции стал новым средством для
машины капиталистической пропаганды —
объявлением окончательного поражения
социализма.
Что же американская правящая элита поставила на
место старого образца либерального реформизма?
Законы рынка акций и ценных бумаг, слепую
жадность и социальный дарвинизм, означающий
презрение к «проигравшим» в человеческой
расовой гонке. Обе партии, как Демократическая,
так и Республиканская, приняли это кредо, все
более склоняясь вправо и нападая на любые
остатки социальных реформ прошлого. В то же самое
время официальные организации по защите
гражданских прав стали частью правящей элиты,
отказавшись от какой бы то ни было помощи
огромной массе несовершеннолетних рабочих и
молодежи, а профсоюзы превратились в
бюрократические полутрупы.
Все это оказало пагубное влияние на сознание
американских рабочих, особенно молодых, которые
не видят никакой силы, с которой они могли бы
отождествить самих себя или которая стремилась
бы защищать их права и интересы. Стоит ли
удивляться после этого, что многие молодые люди
кажутся бесцельно плывущими по течению?
Взрывы беспричинного насилия в американских
школах являются наиболее болезненным выражением
происходящего глубокого социального кризиса.
Этот кризис не может быть разрешен ни серией мер
помощи, ни ужесточением репрессий, ни
увеличением разъяснительной работы. В чем
молодые люди нуждаются прежде всего, так это в
понимании того, из какого источника происходит
давление на них, то есть, какова природа
капиталистического общества. Они также
нуждаются в усвоении уроков великого
исторического опыта ХХ столетия. На этой основе
они смогут усвоить новые перспективы социальной
и политической борьбы с тем, чтобы по-настоящему
улучшить свою ж
Массовый расстрел в американской школе
В одной из школ
американского штата Миннесота учащийся открыл
стрельбу, в результате которой погибли 8 человек,
15 получили ранения. Позднее ещё двое школьников
скончались от ран. Трагедия случилась в
населенном пункте Ред-Лейк, передает АР. Представители полиции
утверждают, что незадолго до того, как устроить
бойню в школе, ученик застрелил свою бабушку и
деда, ветерана полиции. Причем для этого он
воспользовался пистолетом последнего.
Школа в Ред-Лейк
расположена на территории одной из индейских
резерваций. В ней проходят обучение около 300
учащихся. Стрельба произошла около 15 часов по
местному времени. Среди погибших – учительница и
охранник. Преступник застрелился.
"Он шел по
коридору и стрелял. После того, как он зашел в
один из классов, он убил учительницу, нескольких
учеников и застрелился сам", - рассказал
телеканалу CNN пожарный Роман Стэйтли, который
прибыл на место происшествия сразу после
инцидента.
Между тем стало
известно имя молодого человека, устроившего эту
кровавую бойню - его звали Джефф Виз. По словам
работников школы, он был тихим одиноким молодым
человеком, которого одноклассники дразнили за
высокий рост. Джефф носил тёмное непромокаемое
пальто круглый год, ему нравилась готическая
музыка. В местной прессе появились сообщения о
том, что отец Д.Виза покончил жизнь самоубийством
4 года назад, а мать находится в больнице с
повреждением мозга, полученного в результате
автоаварии.
Подобные
сегодняшнему случаю всё чаще происходят в США.
Так недавно подобная трагедия разыгралась в
отеле "Шератон" в г.Брукфилд (штат Висконсин).
На проходящую там регулярно мессу пришел
вооруженный мужчина и неожиданно открыл огонь по
прихожанам. Как сообщили власти города, в
результате беспорядочной стрельбы 4 человека
погибли на месте, ещё несколько получили
серьезные ранения и были отправлены в госпиталь,
трое раненых, доставленных в больницу, также
скончались.
Последний патрон
преступник выпустил в себя, таким образом
покончив с жизнью.
22.03.2005 |
|
http://top.rbc.ru/index3.shtml
Их нравы: Хроника громких
расстрелов американских школьников |
14 ноября 1995 г.
в г.Линквиль /шт.Теннесси/ ученик школы Ричленд
семнадцатилетний Джеймс Роуз застрелил
учительницу и одноклассницу. Еще одна
учительница получила ранение.
17 сентября 1996 г. девятнадцатилетняя Джилия
Робинз убила студентку и ранила студента в
кампусе Пенсильванского государственного
колледжа.
1 октября 1997 г. в г.Перл /шт.Миссисипи/
восемнадцатилетний Лак Радхем зарезал мать,
затем в школе убил двух девушек и ранил еще
четыре человека.
1 декабря 1997 г. в колледже г.Падука /шт.Кентукки/
четырнадцатилетний Майкл Кернил убил трех
человек и ранил пятерых.
24 марта 1998 г. в школе г.Джонсборо /шт.Арканзас/
одиннадцатилетний Эндрю Голден и
тринадцатилетний Митчелл Джонсон выстрелами из
автоматов убили четырех своих одноклассниц и
учительницу, девять детей и учительница получили
ранения.
25 апреля 1998 г. в г.Эдинборо /шт.Пенсильвания/
четырнадцатилетний ученик восьмого класса Эндрю
Верст застрелил учителя, а затем ранил двух
школьников.
21 мая 1998 г. в г.Спрингфилд /шт.Орегон/
пятнадцатилетний школьник Киплэнд Кинкель убил
родителей, а затем из полуавтоматической
винтовки открыл стрельбу в школьной столовой.
Убиты 2 человека и ранены 23.
20 апреля 1999 г. в г.Литтлтон /шт.Колорадо/
восемнадцатилетний Эрик Харрис и
семнадцатилетний Дилан Клеболд открыли стрельбу
из автоматического оружия по школьникам. В
результате этого преступления 15 человек погибли
и 23 школьника получили ранения.
20 мая 1999 г. в здании средней школы "Херитидж"
г. Коньерс /шт.Джорджия/ один из учеников открыл
беспорядочную стрельбу по школьникам. Шесть
учащихся получили ранения.
4 октября 1999 г. семнадцатилетний учащийся школы
Бартрэм в г.Филадельфия /шт.Пенсильвания/
выстрелом из пистолета ранил преподавателя.
7 декабря 1999 г. тринадцатилетний учащийся средней
школы городка Форт-Гибсон /шт.Оклахома/ открыл
стрельбу по группе детей. Четверо школьников
получили ранения.
29 февраля 2000 г. в начальной школе г. Маунт-Моррис /штат
Мичиган/ шестилетний первоклассник выстрелом из
пистолета убил одноклассницу.
Стрелявший стал самым молодым школьником-убийцей
в США.
5 марта 2001 г. пятнадцатилетний подросток открыл
стрельбу из пистолета в одной из школ города
Санти /штат Калифорния/. В результате инцидента
два ученика погибли, 13 человек получили ранения.
16 января 2002 г. 3 человека погибли и 3 человека
ранены в результате перестрелки в одной из школ в
штате Вирджиния.
7 апреля 2003 г. студент технического колледжа г.Нитчиточес
/штат Луизиана/ открыл огонь из пистолета по
учащимся в одной из аудиторий во время занятий.
Один студент был убит, еще один ранен.
16 апреля 2003 г. на стадионе школы имени Джона
Макдоноу в Новом Орлеане несколько подростков
открыли огонь по учащимся. Один школьник погиб,
четверо ранены.
21 марта 2005 г. на территории одной из школ г. Ред-Лейк
/штат Миннесота/ школьник застрелил 9 человек и
покончил жизнь самоубийством.
Более 15 учащихся ранены.
Справка подготовлена по материалам ТАСС-ДОСЬЕ.
Напомним, как ранее сообщало ИА "Социальный
Каптал", полиция установила личность
школьника, который открыл стрельбу в школе на
севере Миннесоты. Это 15-летний Джеф Виз. В
местечке Ред Лейк на севере штата Виз сначала
застрелил своих бабушку и дедушку, а потом пошел
в школу и убил пятерых и ранил 15 человек. Среди
погибших - учительница, охранник и четверо
школьников, в том числе и сам стрелявший.
Старшеклассник действовал один, и мотивы его
поступка пока неизвестны. После того, как он
зашел в один из классов, он убил учительницу,
нескольких учеников и застрелился сам. |
http://libereya.ru/week_more.php?id=870_0_10_0_M
Американские дети "взбесились"
и начали стрелять в одноклассников в школах США
из-за того, что режим насильно скармливает им
риталин - "успокоительное" для одебиливания,
содержащее морфий, опиум, кокаин и героин.
http://www.duel.ru/200026/?26_7_10 |