В уголовном деле
о катастрофе теплохода "Булгария" появились
первые задержанные. Это гендиректор компании
"АргоРечТур" Светлана Инякина и старший
эксперт Камского филиала Российского речного
регистра Яков Ивашов. Они будут проходить по
статье "Оказание услуг, не отвечающих
требованиям безопасности, повлекшее по
неосторожности гибель людей".
Спустя двое суток с момента трагедии на Волге,
следствие рассматривает две основные версии
катастрофы - неисправность самого теплохода и
человеческий фактор.
Появляются и новые данные
относительно вины организаторов круиза. На
Волге, тем временем, продолжается
поисково-спасательная операция. Спасательной ее
уже называют исключительно формально. Шансов
найти живых практически нет.
В ликвидации последствий
крушения теплохода "Булгария" в акватории
водохранилища принимают участие более 530
человек. Из них большая часть – спасатели МЧС,
остальные – сотрудники МВД Татарстана. Техники
– около 120 единиц. Задействованы вертолеты,
катера. Прочесывают острова поблизости. Работают
около сотни водолазов.
Также на место трагедии прибыли
отряды спасателей из других регионов. На подмогу
пришли специалисты из Красноярска,
Санкт-Петербурга, Москвы и Краснодара. Это
несколько десятков человек. В их числе и
психологи для работы с родственниками.
Специалисты готовятся к
поднятию судна со дна. Для этого из Москвы и
Волгограда вышли специальные плавучие краны. С
их помощью "Булгарию" достанут на
поверхность уже через несколько дней.
Судно находится на глубине
около 20 метров, видимость там минимальна,
используют специальные фонари и оборудование, которое помогает
добраться до отсеков внутри. Входы на главную
палубу. Музыкальный салон – на самом носу, сюда
уже добрались водолазы. Ну, а большинство кают -
на нижней палубе.
Теперь о причинах. Главной,
единой по-прежнему, нет. Если по пунктам, то среди
версий - шторм и плохая погода (выжившие члены
экипажа уверяют, что за несколько минут до
трагедии условия резко ухудшились), возраст
теплохода, а, точнее, его техническое состояние и
изношенность деталей. Сторонние эксперты
подмечают, что теплоход настолько старый, что
деталей для него уже просто не выпускают. Далее –
версия, к которой многие склоняются: открытые
бортовые иллюминаторы. На судне, которое выходит
в водохранилище, они должны быть хорошенько
задраены.
Еще одна из весомых вероятных
причин – отказ двигателя. В Приволжской
транспортной прокуратуре заявили, что эти
подозрения подтвердил старпом "Булгарии".
Теперь контрверсии. Погода, по
данным казанских синоптиков, в день катастрофы
была неблагоприятной, но "абсолютно
ходовой". Ветер с порывами до 14 метров в
секунду. Некритичным было и волнение – около
полутора метров.
Если вернуться к техническим
характеристикам дизель-электрохода, подобные
суда могут спокойно ходить при волне до двух
метров.
Двигатель. Неисправность одного
из двух, опять же исходя из характеристик, не
могут повлиять на безопасность рейса. Оставшийся
все равно продолжает вращать оба винта.
Это, скорее всего, было стечение
нескольких факторов, сходятся эксперты. Трагедия
на Волге стала поводом к проверке надежности и
эффективности всего речного пароходства. С
внутренних маршрутов снимут все суда класса
"Булгарии".
Сейчас по рекам европейской
части России ходят порядка 120 пассажирских
теплоходов. Больше половины – старше 40 лет.
Начиная с 90-х годов новые суда в России не
строились. Решение Госкомиссии, в первую очередь,
приостановит круизы на двух одноклассниках
"Булгарии". Это "Петр Алабин", он
приписан к порту Самары. И "Композитор
Глазунов" - приписан к Перми.
Даже если верить специалистам,
которые говорят, что возраст у судна – не
главное, общее состояние Российского речного
флота все равно имеет все признаки серьезной
болезни. По той же Волге пассажиров перевозят
десятки устаревших судов.
Forbes публикует цифры: почти 60%
Речного флота России — это суда старше 40 лет,
такие, как "Булгария", треть –
"среднячки", около 30 лет от роду, менее 10% – 20-
и 30-летние и всего 2 % - младше 20 лет со дня
производства. Причем, это, в основном, небольшие
прогулочные суда.
Туроператоры России в разных
регионах сообщают о волне отказов от круизов
после крушения теплохода на Волге.
Действительно ли суда,
проходившие мимо, оставили "Булгарию" в
беде? Теперь это предстоит выяснить следствию.
Фамилии капитанов уже известны.
Капитана теплохода
"Арабелла", который первый пришел на помощь
людям, зовут Роман Лизалин. Потомственный речник.
Работать на флот пришел в 1998 году. Окончил речной
техникум и Волжскую государственную академию
водного транспорта. В качестве капитана работает
последние три года. Это он и его экипаж спасли
порядка 80 человек. На странице Романа в
социальной сети комментарии с
благодарностями сыплются десятками.
После трагедии с
"Булгарией" Госдума готовит изменения в
федеральный закон "О транспортной
безопасности". Согласно им, весь устаревший
транспорт уйдет в утиль. Наложат запрет и на его
использование. И обязательную ответственность
за причинение вреда пассажирам. Правда, какой
именно транспорт будет считаться устаревшим,
пока не совсем понятно. Парламентарии признают:
законодательство в сфере транспорта устарело.
Организаторов тура по Волге на
теплоходе "Булгария" ждет, по всей
видимости, еще и иск от Роспотребнадзора - за то,
что нарушили права потребителей. Об этом
говорится на официальном сайте ведомства.
Сейчас решается вопрос о
возбуждении административного производства. По
документам, потребителям изначально
предоставляли не полную информацию о
приобретаемой ими услуге. В договоре также
усмотрели пункты, которые ущемляют права
туристов. Оказывается, компания
"АргоРечТур", арендовавшая "Булгарию" у
Камского речного пароходства, а так же агентство
"Интур-Волга", которое продавало круизы, не
имели право заниматься туроператорской
деятельностью. Они не входят в единый реестр, а,
значит, и ответственность организаторов перед
туристами не застрахована. |