narod.gif (621 bytes)

                                       Виталий Гуляев - Моя страничка в Интернете                                

2011_07_10_Bulgaria_01.jpg (138817 bytes)

Днем 10 июля в Куйбышевском водохранилище на Волге затонул круизный двухпалубный теплоход "Булгария". На его борту находились 209 человек, 79 из них удалось спастись. По состоянию на 12 июля 116 человек были признаны погибшими, тела поднимают со дна водолазы. По факту крушения теплохода возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта). Задержаны гендиретор фирмы-субарендатора, организовавшей круиз, и эксперт камского филиала Российского речного регистра. Следователи выяснили, что теплоход был неисправен и проводил круизы без лицензии. 12 июля было объявлено в России днем траура.

2011_07_10_Bulgaria_02.jpg (56670 bytes)

Двухпалубный теплоход "Булгария" проекта 785 был построен в Чехословакии в 1955 году, развивает скорость до 22 километров в час. Количество посадочных мест - 140.
 
 

МОСКВА, 13 июл — РИА Новости. Число подтвержденных жертв катастрофы теплохода «Булгария» в Татарстане возросло до 99 человек, сообщили в среду РИА Новости в управлении информации МЧС РФ.

«В настоящее время число обнаруженных погибших составляет 99 человек», — сказал собеседник агентства.

Двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. На борту судна, по разным данным, находилось от 192 до 209 человек, спасти удалось 79.

Подробнее: http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/16/6328586/

 
 

Водолазы обнаружили на месте крушения теплохода "Булгария" тело капитана судна Александра Островского. На данный момент  завершено обследование главной палубы и произведена разведка нижней. Рано утром они начали обследование трюмов, в которых также могут находиться тела погибших. Не исключено, что поисковые работы будут продолжаться несколько дней, после чего судно поднимут на поверхность. К настоящему моменту официально признаны погибшими 59 человек. Подробности в эфире "Вестей ФМ" рассказала корреспондент Жанна Ситникова.

Накануне сильные волны существенно осложняли работу водолазов. Сегодня ветер не такой сильный и волны не очень высокие. Поэтому водолазам работать полегче. Уже завершилось заседание госкомиссии по расследованию причин катастрофы.   Было принято решение, что постараются всеми силами сделать так, чтобы все тела были подняты в ближайшее время - как можно быстрее.

Сейчас разрабатывается проект по поднятию теплохода. Сделать это будет непросто - он на большой глубине. И поднимать его будут только тогда, когда будет готов проект, который разрабатывает то же самое предприятие, которое когда-то занималось разработкой проекта по подъему подводной лодки "Курск". Для работ будут применены два крана из Волгограда и Москвы, которые доставят в Казань в течение 5 дней. А сам проект поднятия парохода должен быть готов в ближайшее время.

Сообщается также, что водолазам, которые работают на месте катастрофы, потребовалась психологическая помощь, потому что на дне они увидели огромное количество погибших людей - трюмы, каюты, заполненные телами. Особенно тяжело работать в тех местах, где было большое скопление детей.

В данный момент установлено, что теплоход принадлежал судоходной компании "Камское пароходство", но судно было сдано в аренду компании "Агроречтур". Все люди были допрошены, на время следствия изъяты документы как у владельца, у субарендатора, так и у того, кто продавал путевки. Окончательные выводы пока еще не сделаны.

 
 

Командиры судов, прошедших мимо тонущей «Булгарии», заявили, что не оказали помощь терпящим бедствие из-за нехватки времени, сообщает в среду газета «Известия».

Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил во вторник, что им грозят уголовные дела. «Возбуждены уголовные дела по фактам неоказания помощи капитанами судов “Арбат” и “Дунайский-66”, которые прошли мимо места катастрофы и не оказали помощь пассажирам теплохода “Булгария”, – заявил он.

Капитан буксира “Дунайский-66” утверждает, что готов был оказать помощь тонущим, но маневр его судна занял бы много времени, пишут “Известия”. Он покинул место трагедии, якобы убедившись, что помощь идет с другой стороны.

Однако рапорт капитана противоречит показаниям выживших очевидцев. Они утверждают, что ближе всех к месту крушения были два больших судна, одно из которых по описанию похоже на “Дунайский-66”.

Вторым судном, прошедшим мимо терпящих бедствие пассажиров теплохода “Булгария”, оказался астраханский сухогруз “Арбат”. Он принадлежит астраханской компании “Скал-АПК”. На сайте Астраханского арбитражного суда сообщается, что в ее отношении начата процедура банкротства.

Как рассказывают выжившие пассажиры “Булгарии”, после гибели своего судна они, находясь на спасательных плотах, увидели проплывающий мимо сухогруз “Арбат”. Одна из жертв кораблекрушения сняла майку — ее привязали к веслу и начали махать, пытаясь привлечь внимание экипажа сухогруза, но “Арбат” проплыл мимо вверх по Волге.

По данным центральной диспетчерской Волжского управления судоходства, 11 июля в 20:00 “Арбат” проходил шлюзы в Новочебоксарске. Там судно и было остановлено, а экипаж допрошен.

Как сообщило в ночь на среду РИА “Новости”, родственники опознали тела 85 погибших при крушении теплохода “Булгария”. К настоящему времени водолазы подняли тела 98 жертв катастрофы.

Подробнее: http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/16/6328334/

2011_07_10_Bulgaria_00.jpg (17507 bytes)


 

В уголовном деле о катастрофе теплохода "Булгария" появились первые задержанные. Это гендиректор компании "АргоРечТур" Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Они будут проходить по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности гибель людей".

Спустя двое суток с момента трагедии на Волге, следствие рассматривает две основные версии катастрофы - неисправность самого теплохода и человеческий фактор.

Появляются и новые данные относительно вины организаторов круиза. На Волге, тем временем, продолжается поисково-спасательная операция. Спасательной ее уже называют исключительно формально. Шансов найти живых практически нет.

В ликвидации последствий крушения теплохода "Булгария" в акватории водохранилища принимают участие более 530 человек. Из них большая часть – спасатели МЧС, остальные – сотрудники МВД Татарстана. Техники – около 120 единиц. Задействованы вертолеты, катера. Прочесывают острова поблизости. Работают около сотни водолазов.

Также на место трагедии прибыли отряды спасателей из других регионов. На подмогу пришли специалисты из Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы и Краснодара. Это несколько десятков человек. В их числе и психологи для работы с родственниками.

Специалисты готовятся к поднятию судна со дна. Для этого из Москвы и Волгограда вышли специальные плавучие краны. С их помощью "Булгарию" достанут на поверхность уже через несколько дней.

Судно находится на глубине около 20 метров, видимость там минимальна, используют специальные фонари и оборудование, которое помогает добраться до отсеков внутри. Входы на главную палубу. Музыкальный салон – на самом носу, сюда уже добрались водолазы. Ну, а большинство кают - на нижней палубе.

Теперь о причинах. Главной, единой по-прежнему, нет. Если по пунктам, то среди версий - шторм и плохая погода (выжившие члены экипажа уверяют, что за несколько минут до трагедии условия резко ухудшились), возраст теплохода, а, точнее, его техническое состояние и изношенность деталей. Сторонние эксперты подмечают, что теплоход настолько старый, что деталей для него уже просто не выпускают. Далее – версия, к которой многие склоняются: открытые бортовые иллюминаторы. На судне, которое выходит в водохранилище, они должны быть хорошенько задраены.

Еще одна из весомых вероятных причин – отказ двигателя. В Приволжской транспортной прокуратуре заявили, что эти подозрения подтвердил старпом "Булгарии".

Теперь контрверсии. Погода, по данным казанских синоптиков, в день катастрофы была неблагоприятной, но "абсолютно ходовой". Ветер с порывами до 14 метров в секунду. Некритичным было и волнение – около полутора метров.

Если вернуться к техническим характеристикам дизель-электрохода, подобные суда могут спокойно ходить при волне до двух метров.

Двигатель. Неисправность одного из двух, опять же исходя из характеристик, не могут повлиять на безопасность рейса. Оставшийся все равно продолжает вращать оба винта.

Это, скорее всего, было стечение нескольких факторов, сходятся эксперты. Трагедия на Волге стала поводом к проверке надежности и эффективности всего речного пароходства. С внутренних маршрутов снимут все суда класса "Булгарии".

Сейчас по рекам европейской части России ходят порядка 120 пассажирских теплоходов. Больше половины – старше 40 лет. Начиная с 90-х годов новые суда в России не строились. Решение Госкомиссии, в первую очередь, приостановит круизы на двух одноклассниках "Булгарии". Это "Петр Алабин", он приписан к порту Самары. И "Композитор Глазунов" - приписан к Перми.

Даже если верить специалистам, которые говорят, что возраст у судна – не главное, общее состояние Российского речного флота все равно имеет все признаки серьезной болезни. По той же Волге пассажиров перевозят десятки устаревших судов.

Forbes публикует цифры: почти 60% Речного флота России — это суда старше 40 лет, такие, как "Булгария", треть – "среднячки", около 30 лет от роду, менее 10% – 20- и 30-летние и всего 2 % - младше 20 лет со дня производства. Причем, это, в основном, небольшие прогулочные суда.

Туроператоры России в разных регионах сообщают о волне отказов от круизов после крушения теплохода на Волге.

Действительно ли суда, проходившие мимо, оставили "Булгарию" в беде? Теперь это предстоит выяснить следствию. Фамилии капитанов уже известны.

Капитана теплохода "Арабелла", который первый пришел на помощь людям, зовут Роман Лизалин. Потомственный речник. Работать на флот пришел в 1998 году. Окончил речной техникум и Волжскую государственную академию водного транспорта. В качестве капитана работает последние три года. Это он и его экипаж спасли порядка 80 человек. На странице Романа в социальной сети комментарии с благодарностями сыплются десятками.

После трагедии с "Булгарией" Госдума готовит изменения в федеральный закон "О транспортной безопасности". Согласно им, весь устаревший транспорт уйдет в утиль. Наложат запрет и на его использование. И обязательную ответственность за причинение вреда пассажирам. Правда, какой именно транспорт будет считаться устаревшим, пока не совсем понятно. Парламентарии признают: законодательство в сфере транспорта устарело.

Организаторов тура по Волге на теплоходе "Булгария" ждет, по всей видимости, еще и иск от Роспотребнадзора - за то, что нарушили права потребителей. Об этом говорится на официальном сайте ведомства.

Сейчас решается вопрос о возбуждении административного производства. По документам, потребителям изначально предоставляли не полную информацию о приобретаемой ими услуге. В договоре также усмотрели пункты, которые ущемляют права туристов. Оказывается, компания "АргоРечТур", арендовавшая "Булгарию" у Камского речного пароходства, а так же агентство "Интур-Волга", которое продавало круизы, не имели право заниматься туроператорской деятельностью. Они не входят в единый реестр, а, значит, и ответственность организаторов перед туристами не застрахована.

 
12 июля в Татарстане объявлен траур по погибшим в результате кораблекрушения теплохода «Булгария», произошедшего на Волге в минувшее воскресенье. По разным данным, на борту находилось около 200 человек, в том числе 59 детей. Спаслись из них только 80. По сообщению МЧС, на 11.00 понедельника погибшими числились 13 человек, 110 считаются пропавшими. Но в МЧС почти не сомневаются – все они погибли, оказавшись запертыми в салоне теплохода, затонувшего буквально в считанные минуты. Крушение «Булгарии», таким образом, стало крупнейшей катастрофой речного транспорта в современной истории России.

На месте крушения — акватория Куйбышевского водохранилища, что в 2,5 км от берега в районе деревни Сюкеево Камско-Устьинского района и примерно в 150 км ниже по течению от Казани — сейчас работают несколько десятков водолазов. Наблюдение также ведется с воздуха, на вертолетах Ми-8. Как сообщают в пресс-службе ГУ МЧС Татарстана, спасатели сосредоточены на поиске людей, уцелевших и погибших, и пока водолазы не приступили к осмотру «Булгарии» на предмет бортовых повреждений. 
 
Спасательные работы осложняются плохими погодными условиями – на Волге по-прежнему штормит, сильным течением судно раскачивается из стороны в сторону, из него вытекает топливо. В ближайшее время к месту крушения должна подойти баржа с песком, чтобы стабилизировать корпус корабля.

Однако  следователи уже высказывают первые версии причин катастрофы. Основная на данный момент – техническая неисправность и нарушение требований эксплуатации. Главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело по факту крушения, по статье УК «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель человека». В региональном управлении СКР на транспорте агентству РИА Новости сообщили, что прогулочный теплоход «Булгария» с туристами на борту отправился по маршруту Казань – Болгар – Казань «с неисправным главным левым двигателем». Кроме того, считают следователи, при выходе из Болгар «у теплохода был правый крен» (как предполагается, из-за неравномерного распределения топлива в баках и стоков в канализационных емкостях), и быстрому его затоплению «могли способствовать открытые иллюминаторы». С утра 10 июля объявлялось штормовое предупреждение. И, как предполагается, во время крена борт захлестнула волна. Теплоход затонул буквально за три минуты на глубине в 18 м в 2,5 км от правового берега Волги.  

«Мы располагаем только отчасти свидетельскими показаниями, что он вышел на правый борт, и когда он совершал маневр, потому что там фарватер менял направление, его просто боковой волной захлестнуло, и он на плаву находился порядка восьми минут», - сообщил начальник Приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин. В транспортной прокуратуре Татарстана, где в понедельник прошло экстренное совещание, считают, что капитан «Булгарии» совершил роковой маневр. «Прокуратура выясняет, почему капитан судна нарушил правила безопасности, резко развернув его», - сказали РИА Новости в ведомстве.
 
Однако сам капитан находится в числе пропавших. И пока не удалось допросить ни одного из членов экипажа. «Старший помощник в неадеквате, он в шоке», - доложил Паньшин.
 
У следователей возникли вопросы и к арендатору судна – компании «Агроречтур», где сейчас также ведется проверка. В МЧС Татарстана уже сообщили, что на борту было 59 детей, в том числе — младенец меньше месяца от роду. Однако 36-ти маленьким пассажирам «Агроречтур», как обнаружили в МЧС, проставил одну дату рождения – 30 декабря 1999 года, по той, якобы, причине, что у детей «не было паспорта при оформлении путевок». Допрошены также сотрудники владельца «Булгарии» - судоходной компании «Камское речное пароходство».

Как сообщил глава МЧС Сергей Шойгу, сегодня до 15.00 должна быть спланирована «операция по подъему теплохода». По словам главы Росморречфлота Александра Давыденко, для этого собираются использовать два специальных крана из Волгограда, которые должны прибыть в течение ближайших 4-5 дней.
 
 

Завтрашний день для всей России будет выдержан в мрачных тонах: президент Дмитрий Медведев объявил его траурным в связи с гибелью пассажиров теплохода на Волге. В ближайшее время, по обыкновению, начнутся тотальные проверки судов и судовладельческих компаний. Наверняка инспекторы найдут массу нарушений и тем самым спасут человеческие жизни. Но тех, кто утонул вместе с неисправной "Булгарией", уже не вернуть. Весь ужас этой трагедии в том, что людей фактически отправили в плавание на верную смерть.

То, что рассказывают выжившие в этой жуткой катастрофе, само по себе шокирует. Пассажиры обращали внимание на крен судна вправо, но решили, что ничего страшного в этом нет. Некоторые и раньше плавали на "Булгарии" в речные круизы, даже упоминали о наклоне теплохода в книге отзывов, но никаких мер, судя по всему, принято не было. Причин такого нарушения может быть масса - от заполненных канализационных емкостей до наличия топлива только в одном из баков. Короче говоря, что-то перевешивает. Плюс неисправность главного левого двигателя, плюс штормовое предупреждение и шквалистый ветер, вздыбивший волны. И рутинный, как теперь утверждает судовладелец, маневр обернулся немыслимой трагедией: судно зачерпнуло воды и буквально в считанные минуты ушло на дно.

Есть и другие факторы, сыгравшие немалую роль в жуткой судьбе "Булгарии". Например, были открыты нижние иллюминаторы, и через них мгновенно - всего за три минуты - залилась вода. А не закрывали их потому, что на теплоходе не было кондиционеров, и пассажиры мучались от жары с духотой. Зато были наглухо заварены многие люки, ведущие на верхнюю палубу. Люди оказались заперты в водном плену, пытались спрятаться в каютах, но судно уходило на глубину очень быстро, и стекла даже в закрытых иллюминаторах выдавливало снаружи. Десятки детей утонули вмузыкальном салоне, куда их собрали на развлекательное мероприятие. Когда теплоход накренился, все попадали на пол, а аниматор выбежал из комнаты, наказав им оставаться на местах. Шансов выбраться на палубу не было ни у кого из них - то ли тридцати, то ли пятидесяти малышей (до сих пор не подсчитали).

 

 

Читайте также: Болезнь спасла жизнь одному из пассажиров "Булгарии".

Вообще с численностью пассажиров на "Булгарии" дело обстоит не лучше, чем в Бермудском треугольнике. Сколько людей находилось на теплоходе, точно не знает никто. Уже официально признали, что многие пассажиры - порядка 25 человек - плыли "незарегистрированными".   Как они попали в круиз, еще предстоит выяснить следователям. Спасатели, опустившись на дно к затонувшему судну (оно лежит на глубине 18 метров примерно в двух километрах от правого берега Волги), обнаружили внутри "множество тел погибших", но извлечь всех в сжатые сроки не позволяют условия - плохая погода и вытекающее из бака топливо. СМИ пишут, что некоторых жертв обнаружили в спасательных жилетах, которые, видимо, не помогли.

 

Уже сейчас ясно, что дело о крушении "Булгарии" - темное. Выживший радист рассказал сотрудникам Следственного комитета о том, что на пути из Казани в Болгары сломался один из двух двигателей. По его словам, члены экипажа вместе с пассажирами требовали прекратить движение, но капитан отказывался идти на контакт и единолично принял решение продолжать рейс. "Кто-то дал ему указание отправиться дальше", - пояснил радист. Разумеется, субподрядчик судна пытался замять скандал любой ценой, потому что "Булгария" не имела права возить туристов в круизы. Попросту лицензии не было. "Были допущены серьезные нарушения при эксплуатации данного плавсредства. Количество пассажиров было превышено фактически на 50 человек", - констатирует представитель прокуратуры.

Есть и другая загадка, связанная с погодой. Все твердят о том, что 10 июля действовало штормовое предупреждение, и "Булгария" затонула именно в шторм. Но региональное Следственное управление СК утверждает обратное: мол, прогнозировали порывы ветра скоростью до 18 м/сек, но не объявляли никакого предупреждения. Выжившие члены команды рассказывают подозрительную историю. По их версии, погодные условия резко ухудшились как раз в тот момент, когда накренившийся на один бок теплоход выполнял рутинный по сути маневр.

Читайте по теме: Глава Татарстана обещал наказать виновных в гибели "Булгарии".

Своя теория - у владельца затонувшего судна, гендиректора ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство" Валерия Кирчанова. Он усмотрел в трагедии пресловутый человеческий фактор, а именно вину капитана, который обязан был отдать приказ задраить иллюминаторы при шквальных порывах ветра. Оказывается, "Булгария" вполне способна была благополучно выполнить рейс даже на одном двигателе и с креном на правый борт (он вообще, можно сказать, типовой, ведь конструкция предусматривает размещение канализационных емкостей по одну сторону). А вот командир экипажа не соблюл элементарных мер безопасности, что, по словам Кирчанова, и привело к гибели судна.

О конструкции теплохода на самом деле стыдно даже говорить. Оно было построено в Чехословакии еще в 1955 году, эксплуатировалось полвека с лишним, а это пугающе долгий срок. Но даже эта скрипящая посудина могла бы продержаться на плаву, если бы не тот самый "человеческий фактор". Правда, заключается он не в халатности капитана, а в общем отношении к перевозке пассажиров. Вряд ли следователям удастся точно выяснить, откуда на борту взялись те самые 25 "неучтенных" человек. А между тем, их присутствие на "Булгарии" могло сыграть решающую роль, потому что перегрузка получалась существенная. "При правильной эксплуатации это нормальный пароход. При неправильной - он как атомная бомба", - пояснил журналистам член комитета Госдумы по транспорту, бывший председатель Совета директоров ОАО "Волго-Донское пароходство" Федор Швалев.

Вот такая вот атомная бомба и катала туристов по Волге, не давая никому гарантий безопасности и не неся никакой реальной ответственности. Конечно, после гибели десятков людей будут организованы тщательные проверки, но вот как долго продержится их результат? Как зарабатывали предприниматели деньги, подвергая опасности чужие жизни, так и будут зарабатывать. У "Булгарии", к примеру, пара судов-близнецов имеется, как-то на них сейчас плавается людям...

Hosted by uCoz