Бурдж-Халифа — небоскрёб,
напоминающий по форме сталагмит. Торжественная
церемония открытия состоялась 4 января 2010 года в
крупнейшем городе Объединённых Арабских
Эмиратов — Дубае[1]. Здание планировали открыть 9
сентября 2009 года одновременно с открытием
Дубайского метро, но перенесли на январь 2010 года
в связи с финансовыми проблемами застройщика. С 21
июля 2007 года — самое высокое строение в мире. С 19
мая 2008 года — самое высокое когда-либо
существовавшее сооружение в мире (до этого
рекорд принадлежал упавшей в 1991 году Варшавской
радиомачте). Точная высота сооружения составляет
828 м (при количестве этажей — 162)[2].
«Дубайская башня» проектировалась как «город в
городе» — с собственными газонами, бульварами и
парками. Общая стоимость сооружения — около $1,5
млрд[4]. Автор проекта — американский архитектор
Эдриан Смит, уже имеющий опыт проектирования
подобных сооружений (в частности, он участвовал в
проектировании небоскрёба Цзинь Мао в Китае
высотой 420 м). В качестве генерального подрядчика
застройки было выбрано строительное
подразделение южнокорейской компании Samsung,
которая ранее участвовала в строительстве
башен-близнецов Петронас в Куала-Лумпуре.
Бурдж Дубай — ключевой элемент нового делового
центра в Дубае. Внутри комплекса размещены отели,
квартиры, офисы и торговые центры. Согласно
проекту, на 37 нижних этажах разместится отель, а
700 роскошных квартир займут этажи с 45 по 108.
Большинство же площадей отведено под офисные
помещения. Исключение составят 123 и 124 этажи, на
которых расположены вестибюль и смотровая
площадка, соответственно. А искусственная башня
над основным зданием будет нести, помимо
декоративной функции, ещё и коммуникационную,
поскольку будет оборудована необходимой
телекоммуникационной техникой.
Специально для «Бурж Дубай» была разработана
особая марка бетона, который выдерживает
температуру до +50 °C. Заливают его только ночью, а
в раствор добавляют лёд.
В здании планируется установить 65 двухэтажных
подъемников стоимостью $36 млн. При этом только
служебный лифт будет подниматься с первого этажа
на последний. Жильцам и посетителям небоскреба
придется перемещаться между этажами с
пересадками. Лифты, установленные в небоскрёбе,
как ожидается, будут самыми высокоскоростными в
мире, способными развивать скорость до 18 м/с.
Строительство небоскрёба началось в 2004 году и
шло со скоростью 1—2 этажа в неделю. На данный
момент на его создание ушло около 320 тыс. м?
преднапряжённого железобетона и более 60 тыс.
тонн стальной арматуры. Бетонные работы были
завершены после возведения 160 этажа, далее шла
сборка 180-метрового шпиля из металлических
конструкций. Пожарная система здания позволяет
эвакуировать всех его обитателей не более чем за
32 минуты.
Башня будет самостоятельно полностью
вырабатывать электроэнергию для себя: для этого
будут использоваться 61-метровая турбина,
вращаемая ветром, а также массив солнечных
панелей (частично располагающихся на стенах
башни) общей площадью около 15 тыс. м?. Кроме того,
здание оснащено специальной защитой от солнца и
отражающими стеклянными панелями, которые
уменьшат нагрев помещений внутри (в Дубае бывают
температуры до 50 °C), что уменьшает необходимость
в кондиционировании. Для кондиционирования в
небоскрёбе используется конвекционная система,
прогоняющая воздух снизу вверх по всей высоте
башни, причём для охлаждения будет
использоваться морская вода и подземные
охлаждающие модули. Заявлено, что температура
воздуха в здании будет около +18 °C. |