narod.gif (621 bytes)

                                       Виталий Гуляев - Моя страничка в Интернете                                

Денис ДУБРОВСКИЙ
Компьютерная музыкальная студия
Персональный компьютер уже стал любимым инструментом многих музыкантов и является теперь неотъемлемой частью как домашних, так и профессиональных студий. Однако то обилие возможностей, которое предоставляет компьютер в распоряжение пользователя, имеет и свою обратную сторону: для успешной работы необходимо разобраться в настройке различного оборудования и плат, освоить соответствующее программное обеспечение и главное — правильно сконфигурировать свое рабочее место применительно к поставленным задачам и с расчетом на перспективу.
В помощь людям, начинающим работать с музыкой на компьютере, недавно в издательстве «Триумф» вышла книга московского журналиста и музыканта Дениса Дубровского под названием «Компьютер для музыкантов — любителей и профессионалов». Эта книга — хорошее руководство, позволяющее шаг за шагом освоить различные аспекты музыкального творчества на ПК. Она содержит обзоры наиболее популярного аппаратного и программного обеспечения, рассказывает о современных приемах работы над музыкальным материалом. Предлагаем вниманию читателей выдержки из главы, посвященной подбору оборудования для домашней музыкальной студии.

Информацию о современных звуковых платах, MIDI-клавиатурах и другом звуковом и музыкальном оборудовании все чаще и чаще можно встретить на страницах разных журналов. После прочтения таких статей порой возникает ощущение, что создать небольшую музыкальную студию очень просто: достаточно купить несколько «железок», установить программное обеспечение — и работай себе в удовольствие. Однако на деле пользователи сталкиваются с множеством проблем. Вот одна из самых распространенных: несоответствие закупленного оборудования поставленным задачам. Кроме того, возникают проблемы с подключением к звуковым платам внешних устройств — здесь новичков поджидает огромное количество «подводных камней», и уж на один из них они натыкаются неизбежно. Попробуем разобраться, как же выбрать из имеющихся на рынке устройств нужные да еще с учетом последующего развития студии.

Какая задача стоит перед нами?
У профессиональных композиторов и любителей несколько разные потребности. Несмотря на то что и те и другие хотят сочинять и записывать музыку, первым нужно это делать с максимально возможным качеством - и, затрачивая соответствующие деньги на оборудование, они инвестируют средства в «орудие производства». Музыкантам-любителям же приходится мириться с тем, что ограниченный бюджет не всегда позволяет купить профессиональную аппаратуру, поэтому необходимо идти на компромиссы. Да и стоит ли тратить лишние деньги, если устройства даже мультимедийного уровня могут на первых порах удовлетворить все ваши чаяния.

Поэтому при обсуждении различных вариантов комплектации студии мы будем давать рекомендации, ориентируясь на разные группы пользователей.

Начинающие. Как правило, перед ними стоит задача с минимальными затратами купить базовый комплект оборудования, желательно имеющий развитые функциональные возможности, чтобы была возможность все попробовать и решить, стоит ли заниматься этим дальше.

Любители. Определившись со своим хобби, эти музыканты хотят обустроить рабочее место для достижения определенных результатов. В этом случае на первый план выходят те или иные специфические требования к оборудованию: например, необходимо, чтобы была возможность записывать сразу несколько аудиодорожек в режиме реального времени и использовать различные эффекты для обработки звука. Однако речь будет идти об устройствах, удовлетворяющих в первую очередь критерию цена/качество.

Профессионалы. Люди, для которых музыкальное творчество — основное занятие, тоже не всегда могут позволить себе тратить деньги без ограничений. И все же покупка музыкального оборудования, необходимого для работы, является для них приоритетной по сравнению с другими расходами. Поэтому автор этих строк полагает, что любой профессиональный музыкант способен выделить довольно приличную сумму на свою студию, чтобы быть конкурентоспособным и осуществлять проекты на должном уровне.

Варианты подбора оборудования
Прежде чем говорить о звуковых платах, микшерах, синтезаторах и других устройствах, давайте разберемся с общими принципами подбора подобного оборудования. Это необходимо для того, чтобы четко разграничить, в каких случаях используется та или иная «железка». Рассмотрим несколько вариантов комплектации небольшой компьютерной музыкальной студии: какое оборудование используется, как оно подключается и что позволяет делать. После этого останется только выбрать тот вариант комплектации, который больше соответствует вашим потребностям.

Вариант 1. Итак, у нас есть компьютер. Его нужно оснастить хорошей звуковой платой, к которой подключаются MIDI-клавиатура, микрофон, магнитофон для сведения и акустические системы для контроля звука. Такое подключение показано на рис. 1.

Первым делом в компьютер устанавливается звуковая плата. К ее линейному выходу (Line Out) подключается магнитофон, усилитель и колонки или музыкальный центр, в котором есть все эти устройства. Наушники обязательно понадобятся при работе с микрофоном, иначе возникнет паразитная обратная связь с колонками, которая будет сопровождаться неприятным свистом. К порту MIDI/Joystick на звуковой плате подключается MIDI-адаптер (его надо приобретать отдельно), у которого есть три 5-штырьковых гнезда: MIDI In (MIDI-вход), MIDI Out (MIDI-выход) и MIDI Thru (сквозной канал MIDI). У любой MIDI-клавиатуры вы найдете соответствующий выход (MIDI Out). MIDI-клавиатура или клавишный инструмент подключается к звуковой плате через специальный шнур с 5-штырьковыми разъемами так, как показано на рис. 1 (MIDI Out соединяется с MIDI In — и никак иначе!).

Последний этап — подключение микрофона к соответствующему входу (Mic In). Другие источники звука (например, проигрыватель компакт-дисков или магнитола) подключаются к линейному входу звуковой платы (Line In).

В такой студии вы сможете создавать синтезаторные аранжировки, пользуясь синтезатором и/или семплером звуковой платы, и записывать их с помощью программы Cakewalk Pro Audio 8.0 (или любой другой на ваш выбор). Это значит, что барабаны, басы, «подкладочные» звуки будет воспроизводить синтезатор (семплер) звуковой платы, а инициировать все эти партии вы будете с MIDI-клавиатуры. На синтезаторную аранжировку можно наложить партии любых имеющихся электроинструментов, которые подключаются к линейному входу звуковой платы (Line In), или партии вокала и любых акустических инструментов, которые записываются с микрофона. А по окончании работы над композицией остается только перенести запись на подключенный магнитофон и отдать на прослушивание друзьям, знакомым или продюсерам, ищущим молодые таланты.

У такого варианта комплектации студии есть одно неоспоримое преимущество — он самый дешевый. И если ваш бюджет ограничен, то, выбрав звуковую плату среднего класса (например, Creative Sound Blaster Live!, Turtle Beach Montego-II, Sound Track 128 PCI или Terratec EWS64S), недорогую MIDI-клавиатуру (Terratec MIDI Master PRO или Roland PC-180) и микрофон, можно уложиться в достаточно разумные деньги (300-400 долл.).

Однако по поводу этого варианта есть два существенных замечания: во-первых, микрофонные предусилители всех универсальных плат (даже самых дорогих) очень слабы - они искажают звук, да еще и шумят, во-вторых, синтезаторы мультимедийных звуковых плат подходят только для любительского музицирования — хорошие звуки в них встречаются редко. Можно использовать более дорогие мультимедийные семплеры (класса Turtle Beach Pinnacle, AVM Apex, Sound Blaster Live!), которые загружают звуковые библиотеки в ОЗУ платы. Эти устройства позволяют получить уже значительно лучший результат, однако их программное обеспечение довольно сложно, и не всем музыкантам нравится с ними работать. Поэтому можно рекомендовать программные синтезаторы и семплеры (например, Gigasampler, Generator и им подобные), хотя для этого потребуется мощный компьютер (минимум Celeron и 64- Мбайт ОЗУ).

Вариант 1 подходит в основном для начинающих музыкантов и любителей.

Вариант 2. Улучшить качество аранжировок можно с помощью автономного (внешнего модуля) синтезатора sample playback. В музыкальных магазинах нетрудно найти инструменты на любой вкус, а заставить такой синтезатор работать под управлением компьютера проще простого, если на вашей звуковой плате есть дополнительный (Aux) вход.

На рис. 2 показано, как к звуковой плате подключается автономный синтезатор. Такой вариант подключения позволяет воспользоваться стандартным программным микшером Windows 95/98, чтобы смешивать сигнал от внешнего синтезатора с сигналом внутреннего синтезатора звуковой платы и «живым» звуком. Обратите внимание на то, что для подключения MIDI-клавиатуры уже требуется два шнура: по одному передаются MIDI-сообщения для записи команд в программе-секвенсоре, а по другому — для воспроизведения нот синтезатором.

Что дает дополнительный синтезатор? Во-первых, звуки в таких инструментах обычно намного лучше, чем у синтезаторов звуковых плат. Во-вторых, если на звуковой плате установлен семплер, то можно сколько угодно экспериментировать с загрузкой и редактированием оригинальных звуков из музыкальных банков, но при этом всегда под рукой будет базовый инструмент с прошитыми готовыми звуками. В-третьих, если вы купите синтезатор с клавишами, то он возьмет на себя и функции MIDI-клавиатуры (тем не менее многие предпочитают не совмещать эти два устройства).

У такого варианта есть один недостаток: синтезатор подключается через звуковую плату, из-за чего в его сигнал примешиваются ее искажения и наведенные помехи от компьютера. Конечно, пользуясь дорогой высококачественной платой с хорошими ЦАП/АЦП (Turtle Beach Fiji), особых проблем можно не опасаться, однако сложности с микрофонным предусилителем все равно останутся.

Вариант 2 можно рекомендовать в основном музыкантам-любителям. Профессионалам имеет смысл его использовать, если целью является создание демонстрационных записей или заготовок для работы в условиях серьезной студии. Если же вы хотите, работая в домашних условиях, получать записи более высокого качества, то этот вариант можно рассматривать как промежуточный — используйте описанную схему подключения, пока не накопите еще некоторую сумму на покупку маленького микшера (тогда вы сможете использовать все преимущества следующего варианта).


Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
май 1998
Процессор эффектов для компьютерной студии.
Компьютеры используются в студиях уже больше десяти лет. Но немногие фирмы догадываются разместить процессор эффектов на компьютерной плате и снабдить его соответствующим программным обеспечением. Преимущества такого решения очевидны: устройство стоит гораздо дешевле, чем аналогичные автономные модели, ведь у него отсутствует корпус, жидкокристаллический дисплей, собственная операционная система и т. д. Да и управлять разными параметрами на большом компьютерном мониторе гораздо приятнее, чем на маленьком экранчике обычного процессора. Для студий, где есть компьютеры (а где их сейчас нет?) такой вариант процессора выглядит очень привлекательно.

На самом деле, Power Technology выпускает под одним названием два разных продукта: собственно процессор DSP-FX Visual Pro Audio и набор подключаемых модулей (plug-ins) формата DirectX под названием DSP-FX Virtual Pack. Причем, их программные интерфейсы совершенно идентичны, а Virtual Pack помимо работы в качестве подключаемого модуля может выполнять функции программы управления аппаратной частью. В этой статье будет рассказано в большей степени об аппаратно-программном комплексе и лишь вскользь о подключаемых модулях.

Знакомство и инсталляция
DSP-FX (1099$) представляет собой ISA-плату, на которой установлены 20-разрядные преобразователи и две стереопары несимметричных входов и выходов (-10 дБ) на разъемах типа “джек” для подключения процессора эффектов к внешнему пульту. Если у вас не аналоговый, а цифровой пульт, то дополнительно вы можете приобрести цифровой интерфейс с входами и выходами форматов AES/EBU и SPDIF (299$). Фирма Power Technology выпускает и недорогой рэковый модуль 20-разрядных АЦП/ЦАП с симметричными входами и выходами (+4 дБ), который имеет AES/EBU и SPDIF интерфейсы (599$). Если вы не доверяете устройствам, установленным в системный блок компьютера, то можете к цифровому интерфейсу подключить внешние преобразователи.

На плате установлен довольно мощный 32-разрядный процессор Texas Instruments с быстродействием 50 MFLOPS, который способен выполнять операции с плавающей запятой. Именно он занимается обработкой сигнала, поступающего с линейного входа и преобразователей платы. Наличие поддержки операций с плавающей запятой позволяет избежать потери качества при обработке сигналов низкого уровня - это жизненно необходимо для таких алгоритмов, как реверберация, в целях сохранения прозрачности звучания плавно затухающего “хвоста”.

Из-за того, что все алгоритмы реализованы аппаратно, системные требования для работы DSP-FX очень низки: компьютер с процессором Intel 80386, Windows 3.1 и SVGA монитор с разрешением 640х480, а также 3 Мб на жестком диске. Рекомендуется же компьютер с процессором 486 или выше.

DSP-FX требует только один адрес ввода-вывода, ему не нужны прерывания и каналы DMA. Инсталляция процессора проходит очень просто: плата вставляется в свободный ISA-слот компьютера, к ней подключаются посылы-возвраты с микшера, с дискет устанавливается программное обеспечение - на весь процесс при известной сноровке уходит не больше десяти минут. По умолчанию плата настроена на адрес 240. Если этот адрес у вас уже занят, то при помощи переключателей можно выбрать один из восьми других вариантов. Кстати говоря, в одном компьютере можно держать до восьми процессоров одновременно - инсталляционная программа в самом начале спрашивает сколько плат DSP-FX вы имеете в компьютере и, сообразно вашему ответу, выполняет установку программного обеспечения.

У DSP-FX есть одна особенность - его драйверы вы не найдете ни в разделе Панель управления/Система, ни в разделе Панель управления/Мультимедиа. Все операции по перенастройке адресов выполняются при помощи программы System Utility, входящей в комплект поставки.

Интерфейс
После установки программного обеспечения достаточно дважды щелкнуть мышью на соответствующей пиктограмме для того, чтобы активизировать процессор эффектов. Перед вами оказывается окно ревербератора. В комплект поставки DSP-FX входят восемь алгоритмов: ревербератор, линия задержки, хорус, фленджер, смещение высоты тона, параметрический эквалайзер, автопаннер и тремоло. Для вызова другого алгоритма достаточно щелкнуть на кнопке Plug-ins и выбрать то, что нужно из списка. Раньше фирма Power Technology поставляла процессор эффектов лишь с одним, выбираемом вами, алгоритмом, а за все остальные хотела дополнительных денег. Сейчас же вы вынуждены оплачивать все алгоритмы сразу.

рис.1

4_7_studiya_zvuka_Rev1.jpg (47931 bytes)


Каждый из алгоритмов имеет собственное окно управления, но у этих окон есть общие черты. В правом верхнем углу каждого есть графическое поле, в котором отображаются все параметры алгоритма в виде неких графических фигур, меняющих цвет и форму в зависимости от положения регуляторов. Например, в окне ревербератора изображен параллелепипед, символизирующий имитируемое помещение. Регулятор Room Size (размер комнаты) изменяет размер параллелепипеда, а регуляторы Room Decay (время затухания реверберации) и High Freq. Absorption (поглощение высоких частот) - цвет его граней (каждый регулятор - своих) и т. д.

Все регуляторы достаточно большого размера и их очень удобно крутить мышью. Если какие-нибудь регуляторы не помещаются в окне, то автоматически активизируется кнопка More, при помощи которой вы пролистываете страницы. В нижней части окон всех алгоритмов есть индикаторы уровня входного и выходного сигналов. Над этими индикаторами находятся ряды кнопок, открывающих доступ к пресетам и параметрам настроек.

Процессор эффектов поставляется с достаточно большим количеством пресетов. Например, ревербератор имеет 51 пресет, алгоритм сдвига высоты тона - 108, а линия задержки - 66. Пресеты охватывают практически все мыслимые варианты настроек.

Все управление процессором достаточно прозрачно, и если вы хотя бы раз работали с реальным устройством, то без труда разберетесь и с программой. Пожалуй, недостатком DSP-FX является отсутствие возможности создавать мультиэффекты из нескольких алгоритмов. То есть, можно работать только с ревербератором, только с линией задержки или только с хорусом. Даже когда в компьютере установлены несколько плат, каждая из них работает совершенно независимо и только с одним алгоритмом.

Звучание
Естественно, как только речь заходит о звучании, мы вступаем в область субъективных оценок. В момент проведения тестирования под рукой находились процессоры фирмы Alesis: Midiverb IV и Midiverb III. Кроме этого, в компьютере был установлен пакет подключаемых модулей Waves Native Power Pack 2.3, имеющий в своем составе ревербератор True Verb.

DSP-FX был подключен к пульту Mackie 1402 VLZ, на который при сравнении звучания попеременно заводились Midiverb III и IV (у этого пульта всего два посыла на эффекты). Прослушивание осуществлялось при помощи наушников AKG K 270 и мониторов Alesis Monitor One. В качестве источника звука выступали разные звуковые файлы, которые воспроизводились через восьмиканальный интерфейс Darla фирмы Event.

Первым делом после включения компьютера процессор эффектов был проверен на наличие шумов. Естественно, они были. Их уровень был больше, чем у платы Darla, установленной по соседству, и примерно такой же, как у Alesis Midiverb III. Но, как уже говорилось, фирма Power Technology рекомендует использовать внешние преобразователи, если нужно получить максимально качественный результат, или работать в цифре.

После активизации процессора перед пользователем оказывается окно ревербератора. Поэтому, начнем с него. Забегая немного вперед, надо сказать, что этот эффект - не самое сильное место DSP-FX. Все остальные алгоритмы звучат намного лучше. Дело все в том, что в реверберационном “хвосте” отчетливо прослушивается характерное дрожание - не очень хорошо замаскированный результат работы многочисленных линий задержек. Похожее звучание имеют небольшие спортивные залы с голыми бетонными стенами. Правда, при помощи ручек High Freq. Absorption (поглощение высоких частот), Density (плотность) и Late Reflection Intensity (интенсивность поздних отражений) это дрожание удавалось замаскировать, но при внимательном прослушивании оно все равно было заметно. То есть, ревербератор заметно хуже Waves True Verb или аналогичного алгоритма процессора Alesis Midiverb IV. Он, пожалуй, побеждает только Midiverb III - у этого прибора алгоритм реверберации тоже не блещет качеством.

рис.2
4_7_studiya_zvuka_Rev2.jpg (58573 bytes)


Следующим в списке алгоритмов DSP-FX значится дилей. Этот эффект может иметь либо четыре, либо восемь отводов, причем сигнал каждого из них произвольно панорамируется. В первом случае максимальное время задержки составляет 700 мс, а во втором - 350 мс. Его звучание приятно порадовало - задержанный сигнал совершенно неотличим от прямого, причем на всех восьми отводах. У дилея есть 66 готовых пресетов. Самое удивительное заключается в том, что после активизации одного из пресетов вокальной группы под названием Vocal Natural Room, была получена... отлично звучащая короткая реверберация маленькой комнаты. Так-то, вот... Аналогичный же алгоритм реверберации имеет отчетливый “жестяной” характер - то есть возникает ощущение, что вокалист находится в железной бочке. Помимо вокальных эффектов, большинство из которых построено на короткой задержке и близко к хорусу без модуляции, среди пресетов есть выбор для обработки множества других инструментов.

рис.3
4_7_studiya_zvuka_Rev3.jpg (54615 bytes)


Хорус и фленджер тоже порадовали своим теплым, богатым звучанием. Характерный “жестяной” призвук, свойственный дешевым процессорам эффектов, появлялся только при очень сильной модуляции сигнала. Но такая болезнь присуща большинству приборов обработки. У хоруса может быть до четырех контуров задержки, каждый из которых может иметь произвольную панораму и модуляцию. У фленджера - два контура. По ощущениям от прослушивания, оба этих эффекта заметно лучше аналогичных алгоритмов процессоров Midiverb III и Midiverb IV. Но особенно впечатляюще звучит хорус с пресетами вокальной группы - голос растягивается по стереопанораме и становится очень сочным и глубоким. При этом работа самого прибора совершенно незаметна - нет ни подрезания частот, ни окрашивания сигнала. Пожалуй, только ради такого эффекта стоит обратить внимание на DSP-FX.

рис.4

4_7_studiya_zvuka_Rev4.jpg (51472 bytes)

Алгоритм смещения высоты тона на самом деле представляет из себя настоящий гармонайзер, так как он умеет строить двух- и трехголосные гармонии (есть масса пресетов на все случаи жизни), а, во-вторых, может управляться в реальном времени по MIDI (об этом - далее). Звук просто замечательный. Естественно, “буратинистый” эффект присутствует (а в каком гармонайзере его нет?), особенно при глубокой обработке, но “хоры” целиком звучат достойно. В этом DSP-FX убирает Midiverb IV вообще без разговоров. По моим ощущениям, звук DSP-FX лучше, чем у гармонайзеров фирмы DigiTech, но так как на момент тестирования Studio Vocalist под рукой не было и прямого сравнения сделать было нельзя, это заявление пускай остается спорным.

рис.5

4_7_studiya_zvuka_Rev5.jpg (52890 bytes)

Восьмиполосный параметрический эквалайзер также работает довольно хорошо, правда, и ничего выдающегося в нем нет. При сравнении с Q10, который входит в комплект поставки Waves Native Power Pack, сложно отдать кому-либо предпочтение. Оба эквалайзера при одинаковых настройках выдают одинаково хороший звук: корректировка довольно мягкая, нет никаких слышимых искажений.

рис.6

4_7_studiya_zvuka_Rev6.jpg (65612 bytes)

Оставшиеся два эффекта - автопаннер и тремоло - работают так, как им и положено. Так как при обработке по этим алгоритмам очень сложно испортить звук, то ничего особенного про них сказать нельзя: эффекты как эффекты...

Таким образом, если принимать во внимание только алгоритмы линии задержки, хоруса, фленджера и гармонайзера, то получается действительно очень сильный прибор. Однако фирме Power Technology придется еще очень серьезно поработать над алгоритмом реверберации, чтобы догнать лидеров рынка - принимать всерьез реализацию реверберации в DSP-FX нельзя. Но даже если покупать DSP-FX в качестве высококачественной линии задержки, хоруса, фленджера и гармонайзера, то покупка выглядит довольно привлекательно, особенно, если использовать цифровые входы-выходы.

MIDI управление
Любой современный процессор эффектов должен иметь развитые возможности MIDI управления. DSP-FX - не исключение. Всем экранным регуляторам и кнопкам присвоены определенные MIDI контроллеры. То есть, можно не только “рулить” звук с внешнего контроллера, но и вызывать различные диалоговые окна с настройками. Пресеты менять нельзя, но так как можно изменять положения виртуальных регуляторов, отсутствие такой возможности назвать серьезным недостатком нельзя. Обидно, что нельзя менять алгоритмы (с помощью MIDI можно только вызывать диалог выбора алгоритма, как, впрочем, и диалог вызова пресета) - учитывая, что при помощи DSP-FX нельзя создавать мультиэффекты, такая возможность была бы очень полезна. Кстати говоря, специально для работы с DSP-FX фирма JL Cooper выпускает вариант своего популярного контроллера CS 10, который оптимизирован именно под этот процессор. Контроллер для DSP-FX отличается от своих собратьев корпусом золотистого цвета. Естественно, для работы в реальном времени можно использовать любые другие контроллеры, в том числе слайдеры и программируемые кнопки на синтезаторах и MIDI клавиатурах.

Если воспользоваться любой программой, которая устанавливает виртуальные MIDI порты, например, Hubi’s Loopback, то работу органов управления можно записывать в любой секвенсор. Но ни эта, ни подобная программа в комплект поставки не входят. Так что придется ее искать самостоятельно.

DSP-FX Virtual Pack
Увы, аппаратно поддерживаемая версия DSP-FX Visual Pro Audio не может работать в составе виртуальной студии. Помимо сигнала, поступающего с линейного входа от посылов пульта, процессор может обрабатывать только WAV файл (для этого есть специальная кнопка, открывающая соответствующий диалог). Правда, обработка происходит в реальном времени, то есть все изменения параметров моментально слышны. А для работы с программами типа Cubase VST или Cakewalk Pro Audio фирма Power Technology специально выпускает пакет подключаемых модулей формата DirectX под названием DSP-FX Virtual Pack.

Помимо функционирования в качестве обычных подключаемых модулей, модули, входящие в Virtual Pack, могут управлять и платой процессора. Однако в духе системы Pro Tools они с платой работать не могут (в Pro Tools работу подключаемых модулей обеспечивают процессоры, установленные на плате DSP Farm). Хотя фирма Power Technology заявляет, что она уже работает над этой проблемой. Так что через некоторое время может быть мы получим аппаратно поддерживаемые модули для платформы Windows. Сами понимаете, что для компьютерных студий, работающих, например, с Cubase VST, такое решение было бы оптимальным. Кстати говоря, в этом направлении у Power Technology уже появились конкуренты - фирма Yamaha уже представила опытный образец своей системы DSP-Factory, которая, по ее заявлениям, представляет из себя программно управляемую версию пульта 02R, размещенную на плате и включающую всю обработку. Цена на новинку еще пока окончательно не определена, но Yamaha намекает, что она будет ниже 1000 долларов. А о поддержке DSP-Factory уже заявили все ведущие производители музыкального программного обеспечения, в том числе Steinberg, Cakewalk, Sonic Foundry, SEK’D и другие.

Звучат модули, входящие в Virtual Pack, совершенно идентично аппаратному процессору, так как алгоритмы у них абсолютно одинаковые. То есть, линия задержки, хорус, фленджер и гармонайзер просто замечательные, параметрический эквалайзер очень хороший, а вот ревербератор довольно средний. Поэтому этот пакет можно смело рекомендовать в качестве пары к Waves Native Power Pack - при совместной работе они позволяют полностью удовлетворить все потребности виртуальной студии в качественной обработке, тем более, что Virtual Pack очень щадяще относится к ресурсам компьютера.

Здесь, кстати есть один вопрос, вразумительный ответ на который получить не удалось. Дело все в том, что программа Sound Forge 4.0d при работе с подключаемыми модулями DSP-FX выдает информационное сообщение о 16-разрядной обработке. Однако, фирма Power Technology утверждает, что при обсчете эффектов реального времени, как у модулей Virtual Pack, так и у аппаратно поддерживаемых эффектов, используется 32-разрядная обработка. А по поводу Sound Forge говорится, что эта программа просто не способна выдавать сообщения о 32-битной обработке. Собственно, никаких проблем бы не возникало, если бы ни цифры загруженности процессора. Например, при работе модуля реверберации DSP-FX на P200 MMX загруженность процессора составляет не более 35%. А ревербератор Waves True Verb на том же компьютере загружает процессор на 60-70% при 24-битной обработке. Причем, True Verb звучит заметно лучше. По этому поводу Power Technology говорит, что они добились таких результатов путем оптимизации алгоритмов. Однако для меня это звучит не очень убедительно. Дело в том, что объем данных при 32-разрядной обработки ровно в 256 раз (!) больше, чем при 24-разрядной. Поэтому получить такой результат загруженности процессора можно лишь путем очень сильного упрощения алгоритма, либо путем использования 16-разрядной обработки. И то и другое, в принципе, вполне объясняет почему ревербератор DSP-FX звучит хуже True Verb. Вот только какое из этих объяснений соответствует действительности?

Заключение
У меня осталось хорошее впечатление о DSP-FX. Этот процессор может занять устойчивую позицию в компьютерных студиях, использующих для сведения внешний микшер, подключенный через многоканальный интерфейс. В принципе, приобретение DSP-FX может оказаться привлекательным и для больших студий. Правда, до тех пор, пока не будет доработан алгоритм реверберации, в качестве основного процессора DSP-FX вряд ли имеет смысл покупать. А вот если у вас уже есть хороший ревербератор и вам в пару к нему нужна качественная линия задержки, хорус, фленджер и гармонайзер, то имеет смысл послушать DSP-FX.

Hosted by uCoz