narod.gif (621 bytes)

                                       Виталий Гуляев - Моя страничка в Интернете                                

1777 4 ноября (ст. ст.). Вышел указ Екатерины II об учреждении города Череповца . В указе особо подчеркивалось значение Череповца как важного пункта на новом водном пути, связывающем Волгу с Петербургом: “…учредить при Череповецком монастыре для пользы водяной коммуникации город наименованием Череповец”. В городскую черту были включены Подмонастырская слобода и села Федосьево и Никольское.

1780 Череповец стал центром одноименного уезда.
Население города – 537 человек.

1782 3 декабря (ст. ст.) . Утвержден новый план города, предусматривающий прокладку 26 улиц, пересекающихся под прямым углом и идущих в двух направлениях : севера на юг и с запада на восток. Центр города отводился под строительство присутственных и прочих казенных мест.

1810 21 июля (ст.ст.). Открыта Мариинская водная система, соединившая бассейн Волги с Петербургским портом и Балтийским морем . Это важное событие в экономической жизни России явилось значительным стимулом в развитии Череповца, ибо Шексна стала составной частью нового торгового пути.

1811 26 января (ст.ст.). Утвержден герб города. Он представлял из себя щит, в верхней части которого помещалось изображение герба Новгорода, а внизу, в полосе воды – четыре шекснинские стерляди, в правом красном поле – каменная гора, в левом голубом поле – солнечные лучи и судовой руль.



1833 В городе открылось первое учебное заведение – уездное училище, в котором детей учил немец, сам с трудом изъяснявшийся по-русски. На весь город и уезд был только один лекарь.

1842 26 октября (ст. ст.). В Череповце, в семье местного предводителя уездного дворянства родился будущий известный русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин.

1844 В городе возникло первое промышленное предприятие
железо-резательный завод купца Красильникова с 40 рабочими Продукция шла в Череповецкий уезд, Петербург, Москву, Нижний Новгород, Ярославль, Тверь. Гвозди, изготовлявшиеся в городе и уезде, были известны под названием – “череповецкие”.

1860 Братья Милютины пустили первый на Шексне колесный пароход “Смелый”, который совершал регулярные рейсы между Череповцом и Рыбинском

1868 Иван Андреевич Милютин основал первое механическое предприятие, сыгравшее значительную роль в становлении промышленности города. Здесь велись строительство и ремонт судов.

1869 На базе механического завода И.А.Милютиным открыто Александровское техническое училище – одно из лучших и широко известных в России подобных учебных заведений.

1871 23 октября (ст.ст.). На средства от добровольных пожертвований открыта общественная библиотека. Тогда в ней насчитывалось 4638 томов книг и 570 журналов, она обслуживала 269 подписчиков в городе и 67 – в уезде, в день выдавалось в среднем 32 книги. Библиотека была платная.

1873 Открытие женской Мариинской гимназии и реального училища.

1874 Открыт небольшой железоделательный завод, принадлежащий Милютину. В городе открываются также лесопильный, винокуренный заводы. На всех заводах было около трехсот рабочих.

1875 Открылась учительская семинария.

1880 В городе было 3540 жителей, домов 786, из них каменных 16, лавок 90, земская больница на 35 коек, 2 богадельни, 5 церквей. Жители занимались хлебопашеством, постройкой судов, перевозкой товаров по Мариинской системе, для чего в городе имелось 130 барж, а также нанимались на суда в шкипера, лоцманы и судорабочие. На восьми заводах было занято 537 рабочих.

1887 Открылось женское профессиональное училище.

1889 Открытие низшей сельскохозяйственной школы. По количеству учебных заведений Череповец стоял впереди большинства уездных и даже отдельных губернских центров царской России.

1895 Основан Череповецкий музей старины из добровольных пожертвований.

1900 Создание женской гуманитарной гимназии.

1904 Закончено строительство железнодорожной станции

1905 Железная дорога Вятка – Вологда – Череповец –Петербург вступила в строй

1913 В городе 10 000 жителей.

1918 16 (29) января вышел первый номер газеты “Известия” (через год переименована в “Коммунист”)

1923 Принято решение о создании Череповецкой губернии.

1924 Открыт Череповецкий техникум животноводства и молочного хозяйства. В городе работали ранее созданные промышленно-экономический техникум, техникум дизелистов водного транспорта (ныне лесомеханический), совпартшкола второй ступени, а также педагогический техникум.

1927 В Череповце – 16 943 жителя. Работали заводы: механический водного транспорта, “Красная звезда”, сельскохозяйственных орудий, лесопильный в пригородном селе Рождестве . Всего на заводах, фабриках и мастерских было занято 590 человек. Четвертая часть домов и квартир электрифицирована, 59 домов имели водопровод.

1930 В стране проводится новое районирование. 19 июня создан Череповецкий округ Ленинградской области, который охватил территорию бывшей Череповецкой губернии без Тихвинского уезда. В городе 19223 жителя, из них 1201 рабочий.

1933 Упразднены округа. Череповец стал районным центром Ленинградской области.

1937 23 сентября . Город и район вошли в состав вновь созданной Вологодской области.

1939 1 сентября. На базе педтехникума открыт учительский институт, преобразованный в 1954 году в педагогический.

1939 На предприятиях насчитывалось свыше 26 000 рабочих. Открыта артель “Красный ткач”.

1941 Началось наполнение одного из самых крупных в мире водохранилищ – Рыбинского. В зону затопления вошла и часть территории Череповца. Многие предприятия пришлось перебазировать. Вместо судоремонтных мастерских вырос судоремонтный завод.

1946 Начала свое летоисчисление первая в Череповце детская музыкальная школа.

1954 Открылся строительный техникум. Впоследствии техникум реорганизован в индустриальный, а затем – в металлургический
.
1955 24 августа. День рождения Череповецкого металургического завода. Доменная печь выдала первый череповецкий чугун.

Ноябрь. На улице Красноармейской закончен монтаж одного из первых в Советском Союзе крупнопанельных домов. Монтаж осуществлен за 27 дней.

1956 Октябрь. По улицам города прошел первый трамвай.

1959 30 апреля. Начал пробные передачи Череповецкий телецентр. В сентябре этого же года телецентр был сдан в эксплуатацию.

1960 Вступила в строй первая в городе школа-интернат.

1962 Река Шексна в районе Череповецкой ГЭС пошла по новому руслу.

1964 Июнь. Голубой флаг первой навигации взвился над новой трассой больших глубин и высоких скоростей Волго-Балтийским каналом им. В.И.Ленина. Гидростроители вручили череповецким речникам ключ от пяти морей – Балтийского, Белого, Азовского, Каспийского, Черного. Открылось регулярное движение большегрузных череповецких “Волго-Балтов” в морские порты Польши, ГДР, Швеции, Болгарии и других государств.

1965 Выдал первую продукцию древесностружечных плит завода “Фанеродеталь”

1965 Июль. Приняла первых гостей гостиница “Ленинград”, построенная по специальному проекту.

1966 27 декабря. Государственная комиссия приняла в эксплуатацию новое здвние библиотеки им. В.В.Верещагина на 500 тыс. томов.

1969 5 сентября. Принят от строителей символический “золотой ключ” хозяев музыкального училища на проспекте Строителей.

1970 Апрель. Началось строительство моста через Шексну.

1972 Выдал первую продукцию завод силикатного кирпича.

1972 Декабрь. Распахнул двери перед первыми гостями новый городской Дом пионеров.

1974 Первый набор курсантов произвело высшее военное училище радиоэлектроники, образованное на базе Череповецкого военного училища связи.

1974 Череповецкий химический завод вступил в строй действующих предприятий и выдал первую продукцию – серную кислоту.

1977 Март. В Череповце – 246 000 жителей.

1979 Построен мост через Шексну.

1980 Строители сдали городскую детскую больницу

1980 Декабрь. Центральная детская библиотека переехала в новое здание по адресу ул. Архангельская, 7

1983 Учитывая сложную структуру и комбинированный характер производства Министерство черной металлургии СССР реорганизовало Череповецкий металлургический завод в Череповецкий металлургический комбинат.

1985 Февраль. Родился 300 000-й житель Череповца.

1986 Сдана в эксплуатацию домна № 5 “Северянка”

1987 Вступила в строй детская поликлиника № 4

1991 Создан ансамбль “Русский Север”

1992 На Соборной Горке открыт памятник Афанасию и Феодосию, которые считаются основателями Череповецкого монастыря.
- К 150-летию со дня рождения В.В.Верещагина открыт после реставрации дом-музей художника.
- Принял первых посетителей Дворец культуры “Аммофос”
- Череповецкое музыкальное училище реорганизовано в Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел.
- В Череповце на площади , превышающей 12 тысяч гектаров проживает 316 тысяч человек.

1993 В соответствии с указом Президента России Череповецкий металлургический комбинат зарегистрирован в мэрии Череповца как акционерное общество открытого типа”Северсталь”.

1994 - Открыта специальная начальная школа-интернат для мальчиков с девиантным (социально-опасным) поведением.
- Филиал Вологодского политехнического института преобразован в Череповецкий индустриальный институт.
- Вышел первый номер газеты “Голос Череповца”, начали работу радио “Трансмит” и “102 канал”.

1996 Создание Череповецкого государственного университета на базе педагогического и индустриального институтов

1996
Алексей Мордашов стал генеральным директором «Северстали»
Cher_Mordashov.jpg (14787 bytes)

1997 Восстановлен Храм Рождества Христова

 
Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище из трех фигур (две равновеликие) золотого цвета и трех полос синего (голубого) цвета, которые означают символический план города, расположенного на трех возвышенностях по берегам при слиянии рек Ягорбы и Шексны. Полотнище крепится к древку серебряного цвета.
 
Череповец – крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района. Располагается на реке Шексне, левом притоке Волги, в устье реки Ягорбы.

Осваивать эту местность люди начали с глубокой древности. При археологических исследованиях здесь обнаружены десятки стоянок каменного века. В X веке в устье Ягорбы появляется целая округа постоянных поселений. Удобное местоположение, обилие рыбы и пушнины привлекали в эти места все больше людей. В начале XI века усиливается приток славян, спасающихся от татаро-монгольских набегов, и к концу XI – началу XII веков формируется древнерусское население.
«Череповец» с вепского переводится как «племя на рыбьей горе». Со славянского – «племя на высоком месте».

Важнейший этап средневековой истории связан с Череповецким Воскресенским монастырем, основанным в 50-60 годы XIV века двумя иноками, выходцами Троице-Сергиева монастыря, преподобными Феодосием и Афанасием Железный посох.

Подобно другим северным обителям, Череповецкий Воскресенский монастырь постепенно обустраивался, обзаводился селами, деревнями. С годами возле него выросло большое торговое село Федосьево, появилась подмонастырская слобода. В 1764 году монастырь был упразднен указом Екатерины II, церкви превращены в приходские, земли и крестьяне переданы казне. Сегодня самым ранним памятником каменного зодчества Череповца, несмотря на утраты и поздние перестройки, является Воскресенский собор, возведенный в 1756 году.
Город Череповец был учрежден в 1777 году Указом императрицы на месте подмонастырской слободы и села Федосьева. В 1782 году был утвержден план регулярной застройки города. Но планомерное развитие было неожиданно прервано в 1796 году указом Павла I об упразднении Череповецкого уезда и припиской его к Устюжне. В начале царствования Александра I, летом 1802 года, издается указ о восстановлении Череповецкого уезда и о возобновлении деятельности всех присутственных мест. В 1811 году Череповец получает свой герб.
Значение города возросло после строительства в 1810 году Мариинской водной системы. На протяжении всего водного пути Череповец оказался единственным относительно крупным торговым центром и поставщиком рабочих рук. Развитие судоходства способствовало активному притоку капитала.
В середине XIX века основным занятием жителей города становится судостроительство и судовождение. Росту материального благополучия города в немалой степени способствовала деятельность И.А.Милютина на посту городского головы. При нем город превратился в оживленный торговый и промышленный центр, открылись новые учебные заведения, банк, окружной суд, городской сад, музей, который по сей день считается одним из старейших музеев северо-запада. Череповец стали называть «Северными Афинами» и «Русским Оксфордом».
В 1905 году благодаря хлопотам местного купечества через Череповец прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Рост материального благополучия города продолжался.
Революционные события Череповец воспринял довольно спокойно, до середины февраля 1918 года в городе и уезде существовало своеобразное многовластие. В 1918 году из пяти восточных уездов Новгородской губернии была создана самостоятельная Череповецкая губерния с административным центром в Череповце. Она просуществовала до 1927 года, а затем была преобразована в округ в составе Ленинградской области. С 1937 года Череповецкий район находится в составе Вологодской области.
В конце 1930-х годов правительством принимается судьбоносное для города решение о строительстве Волго-Балтийского водного канала и металлургического завода в Череповце.
Великая Отечественная война помешала планам мирного развития города. Война потребовала перестройки всего городского хозяйства на военный лад. После победы в городе началось строительство заводов.
Сегодня Череповец представляет собой крупный промышленный и культурный центр Северо-Запада. У большинства современников город на Шексне ассоциируется с гигантами металлургической и химической промышленности, которые принесли ему широкую известность.
День города празднуется 4 ноября

Cтроительство "Северной Магнитки"
   Почему же маленький городок на Рыбинском водохранилище оказался в водовороте больших событий?
   Ответить на этот вопрос нетрудно, если внимательно посмотреть на карту. Вот перед нами Северо-Запад страны – один из крупнейших промышленных районов СССР. Сердце его – Ленинград славится разнообразным и сложным машиностроением. Быстро растут индустриальные центры прибалтийских республик. Им требуется много металла. Развитие Северо - Запада длительное время основывалось на местных ресурсах металлического лома, на дальнепривозном чугуне и топливе. Но так не могло продолжаться бесконечно. Отсутствие местной металлургической базы еще до войны стало тормозить развитие производительных сил этого важнейшего района.
   Нельзя было дальше базировать промышленность Северо-Запада на криворожском чугуне, завозить сталь и прокат с Урала и даже из Сибири. Это вело не только к удорожанию сырья и продукции, но и к чрезмерной загрузке транспорта. Жизнь настоятельно требовала коренной перестройки экономики Северо-Запада, создания здесь современной металлургической промышленности, основанной на мощных железорудных месторождениях и каменноугольном коксе. За разрешение этой задачи и взялось Советское государство.
   Многочисленные научные экспедиции неустанно изучали Европейский Север, исследовали его необозримые просторы. Еще в 1930 году, по инициативе С. М. Кирова, ленинградские геологи начали поиски железорудных и угольных месторождений.
   Вторая пятилетка ознаменовалась новым размахом геологоразведочных работ. Советские геологи глубоко проникали в тайны природы. До Великой Отечественной войны в далеком Заполярье, на Кольском полуострове, были выявлены крупные запасы железных руд. Только Енское и Оленегорское месторождения располагали сотнями миллионов тонн железной руды. Каждое из этих месторождений могло обеспечить ею крупнейший современный металлургический завод.
   В этот же период в Печорском бассейне были обнаружены миллиарды тонн хорошо коксующихся углей почти всех марок. Их запасы сейчас оцениваются значительно выше, чем запасы Донбасса.
   Таким образом, основные предпосылки для получения чугуна были налицо. В связи с этим еще до войны был предрешен вопрос о создании повой металлургической базы. Но нападении немецко-фашистских захватчиков на нашу страну мешало тогда осуществлению этой задачи. Вновь встали они перед советским народом только после окончания Великой Отечественной войны. В 1945–1946 годах ученые решали вопрос, как соединить руду и уголь двух районов, расположенных за полярным кругом, на огромном расстоянии один от другого. И тогда, согласно расчетам, проверенным группой ученых под руководством академика И. П. Бардина, наиболее целесообразным пунктом строительства нового металлургического завода был окончательно признан город Череповец. Судьбу его решил экономический расчет. Череповец оказался на полпути между рудой и углем. От него до Кольского полуострова полторы тысячи километров, а до Печорского бассейна 1830 километров. Кировская железная дорога надежно связывает город с Заполярьем и позволяет бесперебойно доставлять сырье. Этой же цели могут служить Беломорско-Балтийский канал и Мариинская водная система. Построенная в годы войны Печорская и связанная с ней Северная железная дороги служат удобным и надежным средством сообщения с Печорой.
   Близость Череповца к Ленинграду и другим промышленным центрам, хорошее железнодорожное сообщение с ними открывают широкие возможности для реализации готовой продукции металлургического завода, для подвоза и использования металлического лома со всего северо-западного района. А какой простор на водных путях! В Череповец приходят суда, груженые в Ленинграде и Одессе, Ярославле и Горьком, Москве и Петрозаводске, Архангельске и Астрахани.
   Районы, прилегающие к Череповцу, богаты местным топливом – торфом. Его запасы огромны и могут быть поставлены на службу промышленности.
   Все эти предпосылки, вместе взятые, обусловили превращение города в крупный индустриальный центр, основную базу северо-западной металлургии Советского Союза.
   В начале 1949 года в Череповец пришли тысячи строителей. Здесь можно было встретить ветеранов строительного дела, тех, кто создавал Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Многие прошли большую школу на послевоенном восстановлении заводов Юга и Центра страны.
   Но основной силой, ядром складывающегося коллектива явилось местное население. На стройку пришли рабочие череповецких, вологодских, сокольских и великоустюгских предприятий, посланцы колхозной деревни. Около семи тысяч трудящихся области решили стать строителями.
   О первом периоде строительства завода было опубликовано немало очерков и статей. Их авторы по-разному обрисовывали затруднения, вставшие на пути образующегося коллектива. Некоторые любители острых контрастов представляли Череповец медвежьим углом, затерявшимся в дремучих вологодских лесах, и пытались свести трудности к тому, что бездорожье, якобы, мешало доставке строительных материалов и широкому развертыванию работ. Подобные описания весьма далеки от действительности. Каждому, кто хотя бы однажды побывал в Череповце, известно, что в окрестностях города нет никаких дремучих лесов. Это один из самых безлесных районов области.
   Строительную площадку завода нельзя представлять себе болотным царством. Здесь раньше лежали поля колхозов Богородского и Данского сельсоветов.
   Разумеется, климатические условия в этом крае не из легких. Ненастная погода даже летом часто мешает работе.
   Не надуманные, а действительные, реальные трудности стояли перед теми, кто пришел в Череповец выполнять задание Родины. И первая трудность состояла и том, что не хватало жилья. Коренным жителям города пришлось значительно потесниться, чтобы принять новое пополнение рабочего класса. Создалась небывалая скученность населения, породившая большие неудобства для жителей города. Но еще большие, трудности и неудобства испытывали те рабочие, которым пришлось расселяться по окрестным деревням. Некоторые деревни были удалены от города почти на десять километров. Людям приходилось ежедневно дважды преодолевать это расстояние, добираться до строительной площадки в любую погоду, любыми средствами, а чаще всего пешком. Транспорта для перевозки рабочих не хватало.
   Широкое развертывание строительных работ было немыслимо без мощной производственной базы. Такую базу нужно было создавать в самые короткие сроки, строить на пустом месте.
   Правительство направило на стройку мощную технику: сотни автомобилей, 25 экскаваторов и других землеройных машин, энергопоезда, паровозы и тракторы. Однако их негде было хранить в осеннюю и зимнюю непогоду. Весь машинный парк в первое время содержался под открытым небом.
   Ощущался острый недостаток и в квалифицированных кадрах. Требовалось создать боеспособные строительные управления, укомплектовать их знающими инженерно-техническими работниками, обучить новым профессиям тысячи людей, ликвидировать организационную неразбериху, сплотить армию начинающих строителей в единую трудовую семью. В то же время нужно было обеспечивать выполнение плана.
   Нельзя сказать, что формирование коллектива строителей шло гладко. Отдельные рабочие, пришедшие на строительство в надежде на легкий наработок, не хотели преодолевать трудности - уходили. Покидали производство и те, кто не отличался силой воли. Оставались сильные духом, готовые идти до конца. Трудности не страшили, а объединяли и закаляли их, порождали непреклонное желание выйти победителями из создавшегося положения. Комсомольцы стройки объявили себя мобилизованными до конца строительства металлургического завода и признали к этому всех рабочих. Это решение находило горячий отклик в сердцах всей молодежи и воплощалось в практические дела многочисленной армии строителей.
   Ожили берега Рыбинского водохранилища. Началось сооружение производственных предприятий строительного треста. Шумом землеройных машин огласилась территория, на которой должен был подняться металлургический завод. Мощные современные машины срезали холмы и засыпали низменные места, выравнивая обширную площадку. Люди прокладывали подъездные пути. Работа велась с самого раннего утра и до позднего вечера.
   Одновременно в районе проспекта Луначарского, улиц Максима Горького, Верещагина, Карла Маркса и Красноармейской развернулось жилищное строительство. С этих исходных рубежей пошли в наступление строители. Здесь рождались первые ростки их трудовой славы.
   В 1950 году в городе появились новые каменные двух и четырехэтажные жилые здания, кварталы временных деревянных домов для рабочих строительного треста и специализированных строительно-монтажных организаций.
   На набережной водохранилища поднялись корпуса цехов деревообрабатывающего комбината. Руками строителей в короткий срок были возведены столярный, плотницкий, лесопильный цеха и другие производственные помещения. По соседству с ними раскинулся завод товарного бетона. На его площадке высились горы гравия и песка. Эти материалы бесперебойно поступали с введенных в эксплуатацию Коштовского и Речнососновского песчано-гравийных карьеров.
   С Вологодского кирпичного завода железнодорожники доставляли на площадку кирпич. Кирпич шел и со стороны Ленинграда.
   Буксиры, неутомимо бороздя водную гладь, тянули плоты к новому причалу.
   Так постепенно складывалась база большого строительства, рождались производственные связи с окружающим миром.
   В трудовых буднях выявлялись подлинные, патриоты стройки, росла семья передовиков. Они охотно помогали своим товарищам овладевать техникой, новыми приемами и методами труда. Очень большую роль в подготовке кадров и повышении их квалификации стали играть созданные на строительстве учебно-курсовой комбинат и школа фабрично-заводского обучения.
   За годы пятой пятилетки площадка металлургического завода стала неузнаваемой. Полным ходом шло сооружение ремонтно-вспомогательных цехов. Создавалось сердце предприятия – мощная теплоэлектроцентраль.
   Ошибочно было бы изображать ход строительства, как сплошное шествие от успеха к успеху. Случались здесь и радости, и неудачи. Нередко радость трудовых побед на одних участках омрачалась крупными провалами на других, невыполнением плана не только отдельными управлениями, но и стройкой в целом. Документы строительства убедительно повествуют о том, что каждый объект завода-гиганта приходилось брать буквально с боя, ценой больших усилий. К местным трудностям и организационным неувязкам нередко добавлялись другие, не менее существенные. Строители были связаны с двадцатью проектными организациями, разрабатывавшими техническую документацию. Двести двадцать предприятий страны участвовали в поставке технологического и энергетического оборудования, электроизмерительной аппаратуры и кабельной продукции для сооружаемого завода. Нередко случались задержки с выдачей проектной документации, обнаруживались погрешности в ней. Не обходилось и без срывов поставок оборудования и строительных материалов. Подобные явления не только тормозили дело, но и вели к нарушению технологии и срывам сроков работ, а временами просто лихорадили стройку.
   Рядом с котельно-монтажным цехом поднялись своды ремонтно-механического, литейного, модельного и других ремонтно-вспомогательных цехов. Некоторые из них сразу же стали выпускать продукцию. Отсюда пошло на площадку нестандартное оборудование для строящихся объектов. Кроме, того, было организовано выполнение заказов для нужд сельского хозяйства.
   Особым вниманием было окружено строительство теплоэлектроцентрали. Вступление ее в строй обеспечивало энергией стройку и цеха завода, промышленные предприятия и жилые кварталы города. Вот почему на помощь строителям теплоэлектроцентрали пришли рабочие и служащие предприятий и учреждений, студенты учебных заведений. В то время, когда монтажники устанавливали гигантские котлы высокого давления и турбогенераторы, трудящиеся города выходили на воскресники по очистке территории ТЭЦ от мусора.
   В декабре 1952 года состоялась закладка первой доменной печи завода. Вместе с ней росли корпуса агломерационной фабрики и коксохимического цеха. Обозначились контуры первой очереди завода-гиганта.
   Страна испытывала острую потребность в металле. В этих условиях сокращение срока строительства домны приобрело важнейшее хозяйственное и политическое значение. Пришлось пересмотреть первоначальные сроки ввода объектов в эксплуатацию. Если раньше первоочередным делом считался пуск коксовой батареи, то летом 1954 года главное внимание сосредоточилось на доменном цехе.
   По указанию правительства на помощь череповчанам прибыли квалифицированные монтажники с других строек черной металлургии. До тысячи хороших специалистов получил трест. Работы достигли небывалого размаха. Но наивысшей точкой трудового напряжения явились февральско-мартовские дни 1955 года. В Череповец были дополнительно направлены почти две тысячи рабочих с предприятий Вологодской области. Такой высокой концентрации сил еще никогда не бывало на строительной площадке. Шла борьба за пуск крупного современного предприятия. И она увенчалась успехом. В июне 1955 года вступила в строй агломерационная фабрика, а через два месяца завершились работы по сооружению доменной печи.
   23 августа 1955 года над домной взвилось красное знамя. Доменщики встали на свою первую трудовую вахту. В 20 часов 30 минут по приказу директора металлургического завода опытного командира производства С. И. Резникова старший газовщик Виктор Цуканов дал дутье. В летопись стройки и завода, в историю города была вписана одна из ярких страниц. В эту долгожданную торжественную минуту, запечатленную операторами кинохроники, сотни строителей и металлургов, собравшихся на просторном литейном дворе, с волнением пожимали друг другу руки, взаимно поздравляя с победой. А через несколько минут весть о радостном событии радио разнесло по всей стране.
   24 августа 1955 года явилось днем рождения металлургического завода. В 15 часов 25 минут старший горновой Дроздов пробил летку, и по желобам устремился дышащий жаром первый поток череповецкого чугуна.
   Этот день надолго останется в памяти горожан. Еще накануне Череповец оделся в праздничный наряд. Повсюду развевались алые флаги, висели лозунги и плакаты. Особенно торжественно выглядел новый центр города – площадь Металлургов. Как только была задута домна, на крышах домов вспыхнули электрические огни большого лозунга: “Дадим Родине больше чугуна” Этот лозунг стал девизом череповецких металлургов.
   В гости к череповчанам приехали москвичи и ленинградцы, делегаты трудящихся Вологды, Сокола и других городов и районов области. Металлурги с гордостью знакомили гостей со своим хозяйством, рассказывали о перспективах завода.
   В 16 часов на просторной площади доменного цеха (там, где теперь расположились мастерские и другие вспомогательные помещения) состоялся митинг. Со знаменами, плакатами, памятными вымпелами пришли сюда коллективы строительных управлений треста и цехов: завода, предприятий и учреждений города. Свыше 15 тысяч человек присутствовало на этом торжестве.
   Строители докладывали стране о своей трудовой победе. О ее масштабах убедительно говорят цифры. За время строительства было вынуто и перемещено больше семи с половиной миллионов кубометров грунта, уложено пятнадцать тысяч кубометров бетона и железобетона, произведено двести шестьдесят тысяч кубометров кирпичной кладки, смонтировано сто тысяч тонн металлических конструкций и технологического оборудования, построено девяносто километров путей внутризаводского железнодорожного транспорта, проложено двести пятьдесят километров подземных сетей водопровода, канализации, электроснабжения и связи.
   Выступившие на митинге тепло поздравляли строителей и желали успехов металлургам. Чувства собравшихся очень хорошо выразила мастер строительного управления ТЭЦстроя комсомолка Нина Веркина: “Смотрю я на красавицу домну, на возвышающиеся вокруг корпуса цехов, – сказала она, – и чувство гордости невольно возникает в сердце. Даже не верится, что все это создано нашими руками. Вместе с заводом выросли и мы, его строители. От рядовой колхозницы Шольского района на стройке я прошла путь до мастера строительных работ. Хочется все свои знания отдать на то, чтобы быстрее завершить строительство завода”.
   В эти минуты многие вспомнили свой жизненный путь на стройке.
   В числе бригад, отличившихся па строительстве, управляющий трестом “Череповецметаллургстрой” Д. Н. Мамлеев назвал на митинге, бригаду каменщиков С. Т. Воробьева. Путь ее руководителя – это путь многих.
   Сергей Тимофеевич Воробьев пришел на стройку в 1949 году, не имея никакой специальности. Он поступил в бригаду опытного каменщика Александра Васильевича Белоусова. Бригадир внимательно относился к новичкам, терпеливо посвящал их и тайны своей профессии. Он помог и Воробьеву найти верную дорогу в жизнь. А через некоторое время ученик обогнал своего учителя, стал бригадиром комсомольско-молодежной бригады. Его бригада строила ТЭЦ, аглофабрику, домну. Многими почетными грамотами отмечены дела молодых строителей и их бригадира.
   В Книге Почета участников строительства записаны имена тех, кто не жалел своих сил для того, чтобы сократить сроки работ и приблизить получение череповецкого чугуна. Первая победа окрылила строителей. Они с новой энергией взялись за дело.
   Самоотверженно трудились строители на объектах коксохимического цеха. Получение череповецкого кокса стало самым неотложным делом. Только это могло гарантировать устойчивую работу металлургического завода.
   Пришла жизнь в семиэтажное здание углеобогатительной фабрики, заканчивались работы в дозировочном отделении, в химических цехах. Но в центре внимания строителей и металлургов была коксовая батарея. Монтажники еще устанавливали сложное оборудование, а коксовики уже готовились к первой трудовой вахте.
   11 февраля 1956 года началась загрузка коксовых печей. 35-градусный мороз обжигал лица, но воля людей, их непреклонная решимость победить природу делали свое дело. 12 февраля череповецкая батарея выдала металлургический кокс. Коксовики с честью выдержали экзамен.
   Вскоре после первой вступила в эксплуатацию вторая коксовая батарея. Завершился монтаж второй ленты агломерационной фабрики. Вступали в строй все новые и новые объекты завода-гиганта.
   Весна 1958 года принесла новую победу череповецким металлургам. В апреле была поставлена на сушку мартеновская печь, а в предмайские дни, когда разогрев печи достиг максимальной температуры, началась ответственная операция – наварка подины. Руководить этой операцией в Череповец приехал знаменитый сталевар, начальник первого мартеновского цеха Кузнецкого металлургического комбината, Герой Социалистического Труда, член Президиума Верховного Совета СССР Михаил Моисеевич Привалов. 30 апреля наварка подины была закончена, началась закалка мартеновской печи. Не только работники завода, но и все жители города ждали желанной вести– “Есть череповецкая сталь!”, и эта весть пришла. Смена мастера Юрия Гаврилова – Григорий Аверкин, Василий Рыбаков, Виталий Козлов – выдали в первомайскую ночь череповецкую сталь.
   Для того, что бы осуществить полный металлургический цикл, череповецким строителям и металлургам предстояло решить новую важную задачу – построить мощное прокатное хозяйство.
   В канун XXI съезда партии на заводе был пущен блюминг. Страна отныне стала получать из Череповца не только чугун и сталь, но и прокат.
   Череповецкий блюминг положил начало прокатной группе цехов. Все лучшее, что достигнуто технической мыслью металлургов, нашло свое воплощение в этом замечательном сооружении. Здесь, например, автоматизированы нагревательные колодцы, они способны пропускать вдвое больше стальных слитков, чем на блюминге Кузнецкого комбината. На главном посту имеется программное устройство, которое автоматически обеспечивает соблюдение заранее заданной технологии обжатия слитков. Клеймовка готовой продукции механизирована. В машинном зале используется электрооборудование, изготовленное по последнему слову техники.
   Рядом с блюмингом вскоре возник новый листопрокатный цех. В ноябре 1959 года был введен в строй стан “2800”. Это стало памятным событием в жизни трудящихся города. 19 ноября 1959 года была получена телеграмма ЦК КПСС и Совета Министров СССР: “ЦК КПСС и Совет Министров СССР горячо поздравляют рабочих, инженерно-технических работников и служащих треста “Череповецметаллургстрой”, монтажных организаций Министерства строительства РСФСР и Череповецкого металлургического завода с большой трудовой победой – досрочным завершением строительства и вводом в действие листопрокатного стана “2800”, что позволит значительно увеличить выпуск листовой стали для производства труб большого диаметра”.
   В телеграмме отмечалось, что, выполняя решение об увеличении производства черных металлов, строители и металлурги обеспечили ввод в действие в первом году семилетки мощных мартеновских печей. Успехи строителей и металлургов создали реальные возможности для завершения строительства Череповецкого металлургического завода ранее намеченного срока.
   В июне 1960 года был пущен тонколистовой стан “1700”. В этом же году вошли в строй две мощные мартеновские печи, и в последние дни года – непрерывно-заготовочный стан “700”.
   Сотни тонн проката способен давать стране за один только час тонколистовой стан “1700”. Почти целую плавку большегрузной мартеновской печи он перерабатывает за один час в стальную рулонную полосу. Непрерывно-заготовочный стан “700” также дал огромный экономический эффект.
   У череповецких строителей существует хорошая традиция – сдавать строящиеся объекты досрочно. В 1960 году на заводе не было ни одного крупного объекта, который не был бы введен в строй задолго до намеченных планом сроков. Многотысячный коллектив строителей, возглавляемый с первых дней стройки известным советским строителем Героем Социалистического Труда Д. И. Мамлеевым, ввел в строй листостан “2800” на девять месяцев раньше срока, стан “1700” – на четыре месяца раньше, стан “700” – на полгода раньше запланированных сроков. Досрочно начали давать стране сталь и крупнейшие мартеновские печи, сооруженные в 1960 году.
   1962 год отмечен вступлением в строй новых крупных объектов. Страна получила первую продукцию с мелкосортного стана “250”, выпускающего арматурную сталь различных профилей, с двух новых мартеновских печей и смолоперегонного отделения коксохимического цеха.
   Череповецких строителей и металлургов не удивишь масштабами новых объектов. Но, пожалуй, за все годы стройки здесь еще не сдавали одновременно таких гигантских и сложных производственных агрегатов, какими являются очередная доменная печь и агломерационная фабрика, вступившие в строй в канун Дня металлурга в июле 1962 года.
   Новая доменная печь – родная сестра криворожского, новотульского и липецкого металлургических исполинов – является по объему одной из самых больших в мире. Сама домна и весь комплекс ее сооружений представляют собой последнее слово советской и мировой металлургии. Все оборудование, аппаратура и измерительные приборы полностью изготовлены на предприятиях СССР.
   Новая домна отличается не только своими размерами. Температура горячего дутья может быть доведена здесь до 1200 градусов, а давление газа под колошником до двух с половиной атмосфер. Здесь применяется конвейерная подача и автоматическая загрузка щиты, одноносковая разливка чугуна.
   Желая коллективу строителей и металлургов новых трудовых побед и успехов, ЦК КПСС и Совет Министров выразили уверенность в том, что коллектив череповецких строителей и монтажников ликвидирует отставание со строительством цеха холодной прокатки листа и приложит все силы и знания, чтобы досрочно окончить строительство Череповецкого металлургического завода и быстрее освоить мощности металлургических агрегатов. А вскоре, накануне Дня строителя, в августе 1962 года, на металлургическом заводе был сдан в эксплуатацию новый производственный объект – еще одна крупная мартеновская печь. Закончены строительно-монтажные работы в цехе холодного проката.
   Череповецкие металлурги заслуженно гордятся своим заводом. Новое предприятие оснащено по последнему слову техники и выгодно отличается от других металлургических заводов. В чем же состоит это отличие?
   Прежде всего, в том, что череповецкие домны работают не на железной руде, а на офлюсованном агломерате. Это, в свою очередь, вызвано особенностями сырьевой базы. Дело в том, что руды Кольского полуострова принадлежат к категории так называемых бедных руд. Они содержат железа только 28–36 процентов. Плавка таких руд в их естественном состоянии технически возможна, но экономически нецелесообразна, так как сопряжена с большими затратами топлива и огромными транспортными расходами. Вот почему ученые признали необходимым перевозить на завод не сырую руду, а обогащенный концентрат. Это и было положено в основу при проектировании Череповецкого завода. Кольская руда обогащается на месте, в Заполярье, а потом в виде порошкообразного железного концентрата поступает в Череповец на агломерационную фабрику. Концентрат содержит до 60 процентов железа. На фабрике он спекается в агломерат и затем подается в доменную печь.
   На Череповецком заводе впервые в нашей стране проведен опыт сооружения доменного цеха без железнодорожных путей над бункерами. Здесь нет обычного для доменного производства рудного двора, нет мостов и бункерных эстакад. Применение на агломерационной фабрике чашевого охладителя агломерата позволило изменить схему подачи шихты на домну и вместо железнодорожных эстакад и больших площадей для складов сырья использовать легкие транспортные галереи с дистанционным управлением. Длина ленточных конвейеров превышает 10 километров. Транспортеры заменяют работу нескольких паровозов и сотен вагонов внутризаводского транспорта.
   Чтобы предохранить бункеры доменных печей от проникновения мелочи и пыли, на заводе впервые в стране применено вторичное грохочение агломерата, поступающего с чашевого охладителя.
   На других металлургических предприятиях существует специальный штат шихтовщиков, подготавливающих определенной пропорции смесь железной и марганцевой руд, кокса и металлодобавок для доменного производства. Такого штата нет на Череповецком заводе. Здесь имеется лишь машинист вагона-весов, который успешно заменяет шихтовщиков.
   Доменные печи завода оснащены совершенным отечественным оборудованием, рассчитанным на повышенное давление колошниковых газов. Автоматизация управления многих узлов сложного хозяйства доменных печей дает возможность вести доменный процесс немногочисленному обслуживающему персоналу. Все трудоемкие и тяжелые работы выполняют машины. Роль человека сведена к тому, чтобы управлять ими, следить за показаниями приборов.
   Выгрузка вагонов считается весьма трудоемким делом. На таком крупном заводе, как Череповецкий, это имеет особое значение. Для ежедневной разгрузки сотен вагонов концентрата, угля, известняков и других сыпучих материалов потребовалось бы , конечно , немало людей.
   Но здесь задача решена очень просто. На заводской площадке построены вагоноопрокидыватели про изводительностью 1200 тонн в час каждый. Стоит машинисту вагоноопрокидывателя нажать кнопку, и специальный механизм наклоняет груженый вагон на 160–165 градусов, а все его содержимое высыпается в бункеры. На разгрузку шестидесятитонного вагона требуется не больше трех минут.
   Полная механизация осуществлена на углеобогатительной фабрике. Все механизмы запускает с пульта управления один человек. Около 700 электромоторов и 80 транспортеров обслуживают хозяйство коксохимического цеха. Общая протяженность его транспортерных лент равняется семи с половиной километрам.
   На заводе оригинально решены вопросы использования коксового газа. Сейчас из него извлекаются бензол, сульфат аммония, смола. Коксовый газ идет также на нужды мартеновского и прокатного цехов, для отопления квартир.
   Проектировшики позаботились и об обитателях соседнего о предприятием Рыбинского водохранилища. Известно, что неприятным спутником производства кокса являются фенольные воды. В случае проникновения их и водохранилище фауна этого крупнейшего искусственного водоема погибла бы. Чтобы не допустить подобного явления, ученые долго изыскивали способы очистки вод от фенола. Они признали необходимым построить на заводе биохимическую установку. Впервые в СССР такое сооружение было создано. В больших бассейнах биохимическим путем происходит обезвреживание вод.
   Эти и многие другие технические новшества отличают Череповецкий завод от других предприятий подобного рода.
   Признанием замечательных результатов самоотверженного труда череповчан явилось награждение летом 1958 года большой группы строителей и металлургов завода высокими правительственными наградами. Звание Героя Социалистического Труди присвоено управляющему трестом “Череповецметаллургстрой” Д. Н. Мамлееву и обер-мастеру доменного цеха А. И. Ольховикову. Орденом Ленина были награждены директор завода С. И. Резников, горновой В. А. Жильцов, мастер В. Н. Цуканов и многие другие.
   В коллективе цеха, наряду с известными далеко за пределами города мастерами и рабочими Героем Социалистического Труда А. И. Ольховиковым, Н. П. Сапожниковым, В. Н. Цукановым, В. М. Антоновым, В. И. Жильцовым, С. С. Кулюкиным, В. И. Солодковым, И. А. Новиковым, выдвинулись новые люди – молодые годами и по стажу работы, но уже завоевавшие заслуженное уважение товарищей. Это депутат Верховного Совета СССР старший горновой П. А. Самухин, А. И. Гуторов, П. Е. Шапин и многие другие, за короткий срок выросшие в опытных металлургов.
   Добрая слава о череповецких металлургах родилась не сама собой. Даже для людей, умудренных опытом, не говоря уже о новичках, пуск завода и освоение его мощностей явились весьма серьезным испытанием. Трудности и неожиданности вносили существенные изменения в планы коллектива. Не обходилось без ошибок и неудач.
   Сложность задачи состояла, прежде всего, в том, что череповецким доменщикам пришлось идти не по проторенной дорожке, а по новым неизвестным путям. Они имели дело с оленегорским концентратом, который впервые применялся в производстве. Некоторые его свойства представляли загадку для металлургов. В связи с этим было нелегко установить нужный состав шихты, избрать правильный режим работы доменной печи и добиться ровного ее хода.
   В сентябре 1955 года, например, радость пуска завода была омрачена образованием в шахте домны так называемой настыли. Пришлось остановить сложный агрегат. Такая же аварийная остановка повторилась и в ноябре.
   Суровая зима наделала немало хлопот не только работникам железнодорожного цеха, но и всему коллективу завода. Из Заполярья отгружался концентрат повышенной влажности. В летний период с таким явлением еще можно было мириться, но с наступлением холодов дело приняло иной оборот. Концентрат замерзал в пути. Вагоны не поддавались разгрузке теми очень удобными механизмами, которыми оснащен завод. Гараж размораживания не мог пропустить все вагоны. Работы во многих случаях велись вручную. Это отвлекло много людей, создало “пробки” на железнодорожных путях, вело к большим простоям транспорта. Превозмогая все трудности, шел коллектив к намеченной цели.
   Интересно отметить еще одну замечательную черту, свойственную коллективу череповецких металлургов, – способность никогда не останавливаться на достигнутом, непрерывно совершенствовать технологию производства. Хорошая слава о Северной Магнитке шагнула далеко за пределы города и области. Завод знают и за рубежами родной страны.

 

Главы города Череповца, начиная с 1806 года

Демидов Василий Никифорович
Год деятельности в качестве главы города: 1806.

Открыл в городе первое учебное заведение — малое народное училище. Открыл в собственном доме, который,отремонтировав и оснастив всем необходимым для училища, подарил городу.

Красильников Тимофей
Годы деятельности в качестве главы города: 1843 — 1855.

В 1844 г в городе возникло одно из первых промышленных предприятий — железо-резательный завод (вероятнее всего, принадлежавший городскому голове).
В 1851 — выполнена роспись стен и сводов Воскресенского собора.

Заводчиков Степан Алексеевич
Годы деятельности в качестве главы города: 1858 — 1861 гг.

С 1852 года — попечитель больницы в Череповце.
Ежегодно жертвовал на ее нужды по 100 рублей. Награжден золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте за благотворительные дела.

Милютин Иван Андреевич
Руководил Череповцом в течение 47 лет (1829-1907).

Экономическая деятельность

1860 — организация «Торгового пароходства братьев Милютиных и К». Открытие первой пассажирской пароходной линии на Шексне.
1861, 1863 гг. — открытие буксирного и туэрного пароходства.
1864 г — организация городского общественного банка, учреждение страховых обществ.
1868, 1870-72 гг — устройство в Череповце Алексеевского дока, постройка морских судов.
1868 г — организация механического судоремонтно-судостроительного завода.
1896 г — участие в работах по реконструкции Мариинской водной системы.
1905 г — участие в проведении через Череповец Северной железной дороги.

Культурная деятельность

1860-80-е гг. — организация ряда учебных заведений в Череповце (Александровского технического училища, реального училища, Мариинской женской гимназии, учительской семинарии, женского профессионального училища, сельскохозяйственной школы).
Вторая половина XIX — начало ХХ века — учреждение ряда культурных центров (городской музей, библиотека, театр и т.д.).

Благоустройство города

Появились: телефон, электричество, булыжные мостовые.

Развитие благотворительности

Организация дома призрения, дома трудолюбия, благотворительных столовых, ночлежного дома, богадельни при Воскресенском соборе, Череповецкого благотворительного общества.

Волков Александр Иванович
Годы деятельности в качестве главы города: 1908 — 1911.

Милютин Андрей Иванович
Годы деятельности в качестве главы города: 1910 — 1913.

В 1910 — в Череповце проведена перепись населения. В городе открыт кинематограф «Рояль-Вио».
В 1911 — в Череповце построена гавань с пропускной способностью 25 млн. пудов груза.
В 1912 — в городе организован симфонический оркестр, начинает издаваться газета «Северный торговый посредник» (позднее переименованная в «Голос Череповца»). Открытие в Череповце Торговой школы.
В 1913 — вступила в строй фабрика обуви И. В. Черняева. Открыт электротеатр «Люкс». Построена водонапорная башня.

Черняев Афанасий Васильевич
Годы деятельности в качестве главы города: 1914 — 1915.

В 1914 — в Череповце построен деревянный храм во имя святителя Николая. В городе впервые появился автомобиль. Введена в эксплуатацию первая очередь городского водопровода (строило «Общество механических заводов братьев Бромлей»), новые торговые ряды. Мобилизации на фронты Первой мировой войны в Череповце и уезде.

Виноградов Степан Егорович
Год деятельности в качестве главы города: 1917.

В 1917 — завершено строительства здания театра с башней-часозвоней, чем была закончена реконструкция Торговой площади в центре Череповца. Революционные события в городе.


Председатели исполнительного комитета Череповецкого городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов:

Тимохин Иван Васильевич

Председатель Череповецкого уездного исполнительного комитета; 4 декабря 1917 — август 1918 г Председатель Череповецкого губернского исполнительного комитета; май 1921 — январь 1923 г В 1967 г присвоено звание «Почетный гражданин города Череповца».

Курманов Алексей Николаевич

Первый председатель исполнительного комитета Череповецкого городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов: 1922 — 1923 гг.

Лисов Алексей Трофимович
С 14 октября 1926

Судаков Александр Кириллович
13 октября 1926 — 15 марта 1927

Тамбовцев Петр Максимович
15 марта 1927 — сентябрь 1927

Федоров Николай Федорович
19 сентября 1927 — 14 февраля 1929

Козлов А. И.
С 14 февраля 1929

Горелов Трофим Николаевич
С 15 сентября 1930

Зубков Андрей Михайлович
16 января 1932 — 24 января 1936

Погодин Иван Васильевич
24 января 1936 — 27 февраля 1938

Смирнов Алексей Тимофеевич
26 марта 1938 — 9 апреля 1942

Сазонов Дмитрий Яковлевич
9 апреля 1942 — 26 мая 1944

Шестеперов Борис Иванович
26 мая 1944 — 14 ноября 1946

Алексеев Иван Васильевич
15 ноября 1946 — 12 марта 1957

Савонов Алексей Егорович
12 марта 1957 — 23 июня 1975

За время его руководства была создана материально-техническая база большинства предприятий, организаций и учреждений городского хозяйства.
Много сделал для развития городского хозяйства, уделял большое внимание улучшению культурно-бытового обслуживания населения, торговле, строительству жилья, развитию городского коммунального хозяйства, благоустройству города. Принимал активное участие в разработке и осуществлении генерального плана застройки Череповца. В 1975 г присвоено звание «Почетный гражданин города Череповца».

Завьялов Виктор Иванович
23 июня 1975 — 21 декабря 1979

Под его руководством был построен стадион «Металлург» и Октябрьский мост.

Ератин Николай Васильевич
Председатель Первомайского райисполкома 29 июня 1977 — 3 июня 1987

Внес большой личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие города, участвовал в создании и совершенствовании служб коммунального, бытового, торгового, транспортного и медицинского обслуживания населения, в развитии легкой и пищевой промышленности города. В 2002 году награжден Почетным знаком «За особые заслуги перед городом Череповцом».

Поматилов Владимир Владимирович
Председатель Первомайского райисполкома с 30 июня 1987

В 2003 г награжден Почетным знаком «За особые заслуги перед городом Череповцом».

Виноградов Иван Антонович
Председатель Индустриального райисполкома 4 марта 1980 — 30 июня 1987

Принимал активное участие в создании Шекснинского гидроузла (шлюз, ГРЭС, Волго-Балт).

Белянкин Владимир Васильевич
Председатель Индустриального райисполкома с 30 июня 1987

Журавлев Валентин Федорович
21 декабря 1979 — 22 декабря 1981

Саранских Владимир Иванович
22 декабря 1981 — 16 августа 1986

Суняев Анатолий Валентинович
16 августа 1986 — 4 мая 1987

Нифонтов Владлен Александрович
1 июля 1987 — 2 апреля 1990

При его непосредственном участии построено более 500 жилых домов, 17 школ, новое здание пединститута, два ПТУ, более 35 детских комбинатов, три корпуса городской больницы, детская городская больница, туберкулезный диспансер, многие поликлиники и аптеки, Дворец металлургов, кинотеатры «Победа» и «Радуга», центральная библиотека им. Верещагина, музыкальная школа, училище искусств, II очередь телецентра, комплекс сооружений аэропорта, здание автовокзала, Дом быта на ул. Горького, две городские котельные, три корпуса военного института связи, административные здания мэрии, Первомайского райисполкома; УВД на бульваре Доменщиков, десятки магазинов и торговых центров. В течение пяти лет возглавлял градостроительный совет. Имеет звание «Почетный строитель России» (1998)

Позгалёв Вячеслав Евгеньевич
4 апреля 1990 — 21 ноября 1991


Мэры Череповца с 1991 года

Позгалёв Вячеслав Евгеньевич
Первый мэр города Череповца, согласно решения Череповецкого городского Совета народных депутатов от 21 ноября 1991, из которого следует, что глава администрации — мэр Череповца.

Внес весомый вклад в развитие и укрепление многих сфер жизнеобеспечения города. Под его руководством завершена реорганизация структуры управления отраслями городского хозяйства и социальной сферы, крупных и средних предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи, внесены кардинальные изменения в структуру городского бюджета и жилищного строительства. Начата реализация программы социальной защиты малообеспеченных граждан и проекта развития транспорта, проведены мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки, велось строительство жилых домов, школ, объектов культуры.
В 2001 награжден Почетным знаком «За особые заслуги перед городом Череповцом».
В 2003 удостоен звания «Почетный гражданин города Череповца».
С 1996 — Губернатор Вологодской области.

Ставровский Михаил Сергеевич
Мэр Череповца с 12 октября 1996 — 17 декабря 2003 — 2006 г

Создан консультативный Совет при мэрии, в который вошли прогрессивные руководители предприятий и организаций города. Были разграничены полномочия Череповца и области. К концу первого срока полномочий мэра удалось ликвидировать долги по зарплате, налогам, появилась возможность решать некоторые проблемы в социальной среде.
К 2003 году были построены 3 школы, 2 детских сада. 5 учреждений здравоохранения, центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями. Была решена проблема питьевой воды путём строительства современного комплекса водоочистных сооружений с применением ультрафиолетового обеззараживания.
Вскоре разрабатывается стратегия развития города до 2012 года по всем отраслям городского хозяйства: демографии, образования, культуры, экологии, здравоохранения, молодёжной политики, проводится жилищная реформа.
Открыт Дворец бракосочетания, завершена путепроводная развязка, построено общежитие квартирного типа для специалистов бюджетной сферы, расселено 39 ветхих и аварийных домов, проведён капитальный ремонт Октябрьского моста, построены спортивные сооружения: Ледовый дворец. спорткомплекс «Юбилейный». Ставровский устанавливает экономические связи с городами Северо-Запада, новыми городами — побратимами Череповца — Аюд, Целье. Горна-Оряховица и др.
В ноябре 2006 года ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Череповца».

Кувшинников Олег Александрович
Мэр города с 17 марта 2007 года.

Родился в Череповце в 1965 году.

В 1987 году пришёл работать на Череповецкий металлургический комбинат (ныне ОАО «Северсталь») в качестве вальцовщика стана «250» сортопрокатного цеха. С 1994 — мастер сортопрокатного цеха, затем начальник стана «250», позднее — заместитель начальника по производству.

В 1994 году без отрыва от производства закончил Санкт-Петербургский экономический институт. В 1999 году закончил Государственный университет управления по программе «Производственный менеджмент».

С 2000 года — начальник сортопрокатного цеха.

В 2002 году прошёл курс обучения по корпоративной программе подготовки менеджеров ТОП-100.

В феврале 2002 года назначен начальником листопрокатного цеха № 1.

С января 2004 года занимал должность директора социально-бытового комплекса ОАО «Северсталь».

В 2005 году закончил обучение по программе МВА в Академии народного хозяйства при правительстве РФ.

Является дважды лауреатом премии имени академика Бардина. Автор 10 изобретений. Награждён Почётной грамотой Минпромнауки РФ за личный вклад в развитие металлургической промышленности. В 2003 году награждён медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В феврале 2009 года был включён в «первую сотню» резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом Президента Российской Федерации.

В апреле 2009 года избран вице-президентом Союза городов Центра и Северо-Запада России.

Женат. Имеет троих сыновей.

 


Описание моста

Мост был открыт в 1979 году и является первым вантовым мостом, построенным на территории России. Проект моста схож с проектом Северинского моста через Рейн в немецком Кёльне. Октябрьский мост несимметричный, однопилонный. Длина моста — 781 м, высота — 83 м, общая длина вантов — 16 км.

2 декабря Октябрьский мост в Череповце отметил свое официальное 25­летие. Именно 2 декабря 1981 года зам. министра черной металлургии С. Колпаков подписал акт приемки в эксплуатацию моста через Шексну. Сейчас в Череповце активно обсуждается вопрос строительства второго моста через Шексну — проблема назрела, а решить ее очень сложно. Уж слишком дорогостоящий это проект, без поддержки государства не справиться. Но предпринимать все возможное, чтобы воплотить и эту мечту в жизнь, стоит. Не многие, можно предположить, помнят, сколько лет ушло на то, чтобы в городе металлургов появился Октябрьский мост. В июле 1967 года Вологодская область за успехи в экономическом развитии была награждена орденом Ленина — в ту пору высшей правительственной наградой. Вручал ее председатель Совета Министров Союза ССР Алексей Косыгин. После посещения Вологды Косыгин заехал в Череповец. Высокого гостя сопровождали первый секретарь обкома КПСС А.Дрыгин и председатель областного Совета народных депутатов Л.Власенко. 36 лет назад, в 1970 году, началось строительство. Приурочили волнующее и важное событие, которое «навсегда войдет в летопись Череповца», как писал «Коммунист» в апреле того года, конечно же, к юбилейной дате со дня рождения вождя. Именно 22 апреля мостостроители забили первую сваю в основание первой опоры. Сегодня малоизвестный факт, что в опору моста была заложена капсула с пластиной — этакое послание потомкам. Текст следующий: «Сегодня, 22 апреля 1970 года, в день 100­летия со дня рождения В.И.Ленина, бригада В.И.Батищева мостопоезда № 809 Ленинградского треста «Мостострой» № 6, забив первую сваю, приступила к сооружению моста через реку Шексну в городе Череповце». Почетную обязанность опустить капсулу в сваю доверили Николаю Ератину.
Временное движение по мосту, как свидетельствуют документы, было открыто 5 ноября 1979 года — в две полосы (по одной полосе в каждом направлении). При температуре ниже минус 20 градусов — ограничение скорости до 30 км/ч. При температуре ниже 30 градусов мороза — движение транспорта по мосту прекращается. Все расходы по эксплуатации мостового перехода оплачиваются заказчиком строительства — металлургиче­ским заводом.

Hosted by uCoz