narod.gif (621 bytes)

                                       Виталий Гуляев - Моя страничка в Интернете                                


"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА" (8.3.1967г.)
Московский вокально-инструментальных ансамбль "Весёлые ребята" - один из самых популярных в СССР эстрадных коллективов. Основатель ансамбля и его бессменный художественный руководитель Павел Слободкин.
Решение о создании ансамбля было принято в декабре 1966 года, с 8 марта 1967 началась активная работа. К этому времени в Ленинграде уже выступили с первыми концертами "Поющие гитары". В новой музыке оба коллектива были первыми, до них на профессиональной советской эстраде еще не было колективов игравших биг-бит и брать пример им было не с кого. Когда на западе начинали "The Beatles", они представляли собой концентрацию достижений многих других групп, но в нашей стране "Весёлые ребята" и "Поющие гитары" были основоположниками жанра. Потом пошли "червонные", "голубые" и самые разные "гитары", начиналась эпоха советских ВИА - вокально-инструментальных ансамблей.

Среди множества ансамблей лишь не многие могли продемонстрировать высокое качество репертуара и подлинное мастерство исполнения. Подобные качества всегда отличали ансамбль "Весёлые ребята". Это была прежде всего группа отличных музыкантов, которые к тому же и прекрасно пели.

Первый успех пришел к молодому коллективу в 1968 на Всесоюзном конкурсе молодежной песни, посвященному 50-летию комсомола, на котором ансамбль был удостоен звания лаурета. Затем последовали выступления по радио и телевидени, гастроли по городам нашей страны.

Участники ансамбля стремились к созданию своего самобытного репертуара. Они сотрудничали с лучшими эстрадными композиторами страны и молодыми авторами - Давидом Тухмановым, Юрием Антоновым, Вячеславом Добрыниным, . Всегда важное место в репертуаре ансамбля занимали популярные зарубежные шлягеры. Постоянный творческий рост, ярко выраженная индивидуальность обеспечивали ансамблю успех у самой широкой аудитории.

В первый состав "Веселых ребят" входила духовая группа - два саксофона, труба и тромбон, это был такой "бэнд" типа "Чикаго". На первых этапах работы ансамбля у Слободкина, как у художественного руководителя, была одна особенность - он подпитывал коллектив не из профессиональных музыкантов, а из андеграунда. Лидеры андеграунда трудные люди, они приходили в ансамбль со своими мыслями, что повышало творческий потенциал. Когда в 1969 пришел в ансамбль Леонид Бергер - "первая звезда русского рока" он стал одним из таких "цементирующих" музыкантов.

Тогда же, для работы с ансамблем Слободкин привлек к работе самостоятельных музыкантов - композиторов Олега Иванова, Сергея Дьячкова и известного поэта песенника Онегина-Гаджикасимова. В 1970 был записан первый миньон ансамбля (На чем стоит любовь, Алешкина любовь).

Вячеслав Малежик: Хотя "Алешкина любовь" и писалась Сергеем Дьячковым явно имея в голове "Girl", он тем не менее сделал совeршенно русский продукт и это был более востребованый продукт для зрителей того поколения.

Маленьким актерским подвигом для того времени была запись на пластинку дву песен "The Beatles" - Старенький автомобиль и Облади-облада. Пластинка разошлась тиражом в 14 миллионов, За эти 14 миллионов пластинок музыканты получили по тогдашним расценкам по 36 рублей с копейками.

Составы ансамбля часто менялись, уходили музыканты - кто движимый творческим моментом, кто в поисках коммерческой выгоды. После отъезда солистов первого состава за рубеж в начале 70х произошло полное состава, объявление о конкурсном наборе даже было дано в газете "Вечерняя Москва". Прослушивание в ансамбль проходила и тогда еще мало кому известная Алла Пугачева.

Вячеслав Малежик: Мы с Буйновым обратили внимание Слободкина на красивую девушку, которая здорово поет - Аллу Пугачеву.

Алла Пугачева училась вместе со Слободкиным в иполитовском училище в Москве и он знал ее еще с тех пор. Перед приходом в "Весёлые ребята" Пугачева работала с братом Павла Яковлевича Юлием Слободкиным, ездила по малопрестижным городам.


Александр Градский: Она была не у дел, коллектива у нее своего не было. Я присутствовал при наборе Аллы Пугачевой. Но я не стану рассказывать как это было на самом деле. Просто потому, что ни Буйнова ни Малежика в то время даже не могло быть рядом с Пугачевой. Сегодня Пугачевой не выгодно говорить, что ее кто-то когда-то нанимал на работу, а мы ее нанимали и я распевал ее за фортепьяно.

До Пугачевой в ансамбле уже работали певицы - Нина Бродская и Светлана Резанова, но в 1974 с приходом Пугачевой в тогда "мальчиковый" ансамбль произошел бунт. Все понимали масштаб певицы и не хотели превращаться в ее аккомпанирующий состав.

Александр Барыкин: Мне первому не понравился приход Пугачевой - я не привык никому аккомпанировать. Слободкин то же не любил женщин в ансамблях, но взял Аллу Борисовну из своих личных корыстных целей.

Александр Градский: Павел сразу сделал для нее программу, познакомил с нужными людьми, организовал выезд в Болгарию на фестиваль "Золотой Орфей". Но у людей есть такая тенденция забывать всех тех, кто хоть что нибудь для них сделал.

Павел Слободкин: У нас были очень хорошие отношения. Они, наверное, могли вылиться в отношения может быть личного характера, но у нас была одна большая проблема - мне надо было делать выбор: или остаться творчески независимым человеком, или стать мужем известной звезды. Я очень рад, что Пугачева пришла сама к мысли о том, что ей надо делать самостоятельную карьеру, к чему уже тогда она была практически готова.

Гастроли, работа на сцене по 60-80 концертов месяц, аншлаги, репетиции, записи пластинок, ансамбль постоянно находился на концертном конвейере.Обеды приносили прямо на сцену. И ночью ребята не успокаивались - поклонницы, выпивка, долгие разговоры о работе и творчестве. Задора было много, все были молодые, все фанатики своего дела.

Не каждый солист мог выдержать по 3-4 концерта в день, поэтому музыкантов в ансамбле держали по многу. Павел Яковлевич не был деспотичным хозяином, но как любой сильный руководитель он вел селекционную работу и проводил практику разделяй и властвуй. Составы ансамбля менялся часто, скорее это зависило от внутренних взаимоотношений и от взаимоотношений со Слободкиным.

Сергей Рыжов: Репертуарный план определялся художественным руководителем, чем и отличается "ВИА" от "группы".

Вячеслав Малежик: В случаях, когда Слободкин не выезжал на гастроли свместе с ансамблем программа срочно переделывалась. Начинали исполняться фирменные хиты. Потом нас "прикладывали мордой об асфальт" и мы снова возвращались к старым заезженным "Мами блю", "Люди встречаются" и прочим раскрученным хитам, на которые собственно и шла публика. Коллектив был одиозен, власти все время искали возможность зацепиться и нас расформировать. Мы были вызывающе одеты, вызывающе причесаны, вызывающе пели. Мы не подходили, были не очень удобны.

"Весёлые ребята" это была большая школа. Коллектив был дружный, знания передавались друг-другу и все получали свои знания. И то что ансамбль все свои 25 лет сохранял конкурентоспособность в этом безжалостном конвейере, говорит о высоком потенциале заложенном в "Веселых ребятах".

Вячеслав Малежик: Как музыкальный руководитель Слободкин велик уже тем, что смог тогда пройти по лезвию ножа. С одной стороны он сделал прозападный коллектив тогда когда советская идеология не позволяла этого. С другой стороны ансамбль пел советские песни, но никогда не пел лютый совок.

Александр Градский: Творчески ансамбля "Весёлые ребята" для меня никогда не существовало. Это был эстрадный коллектив, выполняющий социальный заказ. В зависимости от того какой был этот заказ такой коллектив и подбирался.

Теперь можно уверенно сказать, что именно Весёлые ребята сыграли решающую роль в закладывании того фундамента, из которого потом вышло мощное рок-движение 70х и 80х. Павел Слободкин действительно стал "крестным отцом московского рока", его творческий школу в "Веселых ребятах" прошли многие и многие московские рок-музыканты, участники легендарных супер-групп 70х и 80х.

Все время менялись вкусы публики - биг-бит, евро-диско, новая волна, электро-поп..., Менялись музыкальные стили, менялись и составы ансамбля. Переодически ансамбль терял своих старых поклонников, были случаи когда публика просто покидала концерты. Но всегда работая на острие музыкальной моды ансамбль постоянно приобретал новых поклонников.

Как и все советские ВИА к середине 80х ансамбль окончательно потерял свой творческий потенциал. В 1988 году в Веселых ребятах не осталось ни одного музыканта из прошлых "звездных" составов. Тогда Слободкин набрал свежих бойцов и построил их под актуальный рыночный формат "Ласкового мая" с тяжелыми гитарными соло в стиле "Миража" и фирменными интонациями оставшимися от Алексея Глызина. Так начался последний "розовый" период творчества легендарного коллектива.

Сергей Рыжов: К 1988 творчески группа себя полностью сожгла и израсходовала. Репертуар последних лет был совершенно ужасный "Розовые розы", какая-то пошлятина. Коллектив стал подстраиваться под "Ласковый май", отдавал дань новому времени но это был плохой дух.

Концертная деятельность ансамбля завершилась в 1989. В 1994 московский концертный коллектив "Весёлые ребята" преобразован Павлом Слободкиным в Московский театрально-концертный центр. Начав первыми в середине 60х "Весёлые ребята" сделали историю советских ВИА и ушли с эстрады одними из последних.

В конце 90х выдающийся музыкальный продюсер Павел Яковлевич Слободкин не хотел говорить о своей прошлой работе: Зачем писать о прошлом, когда все есть в настоящем? - Даже не хочу вспоминать. Никому это не нужно. В отличие от многих у меня есть новый проект.

И действительно, ведь сегодня Павел Яковлевич это:

Народный артист РФ (1993 г.)
Член академии творчества
Профессор кафедры режессуры ГИТИС, курсы "Музыкальные жанры на эстраде", "Основы звукорежиссуры и звукозаписи".
Заместитель председателя оргкомитета "Площади звезд"
Вице-президент Международного союза музыкальных деятелей
Член Президиума Всесоюзного музыкального общества
Член Центральной комиссии по вещанию при ФСТР России
Член Президиума Авторского Совета РАО (Российское Авторское Общество)
Руководитель Московского театрально-концертного центра
С возвратом народной любви к нормальным песням в 2001 возродились почти все популярные советские ВИА. Но не было среди культовой супер-группы страны "Веселых ребят".

Когда на пресс-конференции журналисты спросили Алексея Глызина "Возможно ли возрождение вашего ансамбля"? Он ответил - В принципе возможно, но Буйнов с супругой против участия в "Веселых", а без него пока проект не склеивается...
И вот осенью 2001 остальные музыканты IV звездного состава ансамбля: Гатауллин, Файбушевич и Рыжов объединились чтобы начать самостоятельную концертную деятельностью. Музыкальным руководителем группы стал Игорь Гатауллин, директором - Александр Дмитриев (экс "Аракс"). Первое выступление группы с успехом прошло 25 января 2002г. в Кремле на юбилейном концерте Вячеслава Добрынина.

Группа ведет активную концертную деятельность, музыканты отбирают в репертуар редкие, не издававшийся ранее песни. В апреле 2002г. вышел долгожданный диск "13 лет спустя" с ремейками популярных песен ВИА "Веселые ребята" 70-80х годов. На презентации диска в московском ресторане "У Швейка"собрались бывшие музыканты ВИА и их друзья, ведущим высокого собрания был Анатолий Алешин, приехавший для такого случая из самой Америки.
История супер-группы, к радости ее поклонников, продолжается.


2

Ансамбль «Веселые ребята» создан в 1966 году, в Москве, пианистом и композитором Павлом Слободкиным. В 1968 году ансамбль «Весёлые Ребята» стал первым коллективом в СССР, удостоенным звания лауреата Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение молодёжной песни и первой премии, что способствовало официальному признания поп- и рок-музыки в СССР. В 1969 году ансамбль был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни, и первой премии. Огромный успех ансамблю принёс миньон, выпущенный фирмой Мелодия в июле 1970 года (записи были сделаны в декабре 1969 года). Эта пластинка стала своеобразным музыкальным манифестом нового поколения рок-музыкантов, и открыла дорогу многим начинающим композиторам, артистам и рок-группам, а рекордный тираж — 15795000 экземпляров не превзойдён до настоящего времени. Огромную популярность получили песни ансамбля «Алёшкина Любовь», «Портрет Работы Пабло Пикассо», «Люди Встречаются», «Когда Молчим Вдвоём». Популярность ансамбля заключалась в том, что ему удалось создать свой неповторимый репертуар, найти своё яркое творческое лицо. Уже на первом этапе ансамблю удалось доказать многим скептикам, что в данном жанре можно и нужно петь на родном русском языке. В разные годы в ансамбле работали многие интересные певцы и музыканты: А.Алёшин, Ю.Андреев, А.Барыкин, Л.Барыкина, Л.Бергер, Н.Бродская, А.Буйнов, А.Глызин, А.Градский, А.Добронравов, А.Добрынин, А.Лерман, В.Малежик, Р.Мушкамбарян, А.Пугачева, С.Рязанова, Ю.Слободкин, В Чайка, Ю.Чернавский и др. С начала 1970-х годов ансамбль, делая ставку на собственный репертуар, становится своеобразной лабораторией популярной музыки. С этой целью П.Слободкин приглашает молодых авторов: Ю.Антонов, В.Добрынин, С.Дьячкова, О.Иванова, которые напишут для ансамбля ряд песен: «Отчего?», «Если Любишь Ты», «На Земле Живёт Любовь», «Напиши Мне Письмо», «Ни Минуты Покоя», «Тебе Всё Равно», «Качели», «Мамина Пластинка» и др. Особо следует отметить содружество ансамбля с композитором Д.Тухмановым, написавшим для ансамбля много прекрасных песен: «Как Прекрасен Этот Мир», «Легко Влюбиться», «День Без Выстрела На Земле», «Полоса Невезения», «Скорый Поезд», «Варшавский Дождь», «Я К Тебе Не Подойду», «У Той Горы». В разные годы с ансамблем работают поэты: А.Вознесенский, Л.Дербенев, О.Гаджикасимов, Е.Евтушенко, М. Пляцковский, И.Резник, М. Танич, В. Харитонов, И. Шаферан. Благодаря самобытному репертуару, качественному световому и звуковому оформлению, интересной режиссуре, высокому уровню вокально-инструментального мастерства, коллектив вырабатывает собственный стиль, становится музыкальным театром песни. Так, в аннотации к первой пластинке ансамбля (гигант) «Любовь — Огромная Страна» ученик великого Дмитрия Шостаковича народный артист России, лауреат Государственной премии СССР композитор Юрий Левитин отмечал «Хороший вкус, профессионализм, строгую требовательность в отборе репертуара художественного руководителя ансамбля Павла Слободкина». В 1973 году фирма «Мелодия» получила приглашение принять участие в Международном конкурсе грамзаписи в Ливерпуле (Англия). Огромные тиражи и самобытный репертуар принесли записям ансамбля «Весёлые Ребята», II премию и звание лауреата Международного конкурса. Это был первый крупный успех отечественной популярной музыки на Западе. В 1974 году П.Слободкин приглашает в ансамбль молодую певицу, Аллу Пугачёву. Итогом творческого содружества стала победа Пугачёвой (гран-при) на международном конкурсе «Золотой Орфей» (1975 год) с песней «Арлекино» в аранжировке Слободкина. Ансамбль записывает для Пугачёвой первую сольную пластинку «Арлекино», «Посидим-поокаем», «Ты снишься мне» «Посреди зимы». В 1976 году на Международном конкурсе грамзаписи в Праге ансамбль завоёвывает звание лауреата, и первую премию (коллектив — почётный гость многих престижных фестивалей: Братиславская Лира, Дрезденский шлягер-фестиваль, Золотой Орфей). Выступает со звёздами европейской эстрады: ABBA, Boney M, Ватерлоо Робинсон, М. Матье, К. Готт, и многими другими.(диск «Музыкальный Глобус», 1979 год) В 1981 году году ансамбль «Весёлые Ребята» успешно выступил на Всесоюзном фестивале на лучшее исполнение советской поп-музыки «Ереван-81», и был удостоен главного приза фестиваля. В своей студии ансамбль «Весёлые Ребята» в 1983 году записывает новый магнитоальбом молодых авторов: В.Матецкого и Ю.Чернавского — «Банановые Острова». В стиле электро-поп, куда вошли песни «Здравствуй, мальчик-Бананан!» (Вошла в фильм «Асса» реж. С.Соловьёв), а так же: "Банановые острова" «Зебра», «Робот», "Мечта идиота" и др. Важным этапом в жизни коллектива стало обращение к классической музыке: в обработке и аранжировке П.Слободкина в концертных программах зазвучали «Токката и фуга» ре-минор И. С. Баха, сюита Э.Грига «Пер Гюнт», «Каприз № 24» Н.Паганини, произведения Моцарта и Бетховена. «Весёлые Ребята» стали первым коллективом на эстраде, включившим в свои программы произведения классической музыки. «Пять исполнителей сумели создать иллюзию звучания то органа, то целого оркестра», — писал музыкальный критик Евг. Надеинский в журнале «Музыкальная Жизнь». В 1985 году на международном конкурсе эстрадной песни «Братиславская Лира» ансамбль был удостоен Гран-при фирмы «Супрафон» за песню «Бродячие Артисты» (Л.Варданян — И.Шаферан) в аранжировке П.Слободкина. В 1988 году за большие заслуги в области отечественного музыкального искусства Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР утвердили ансамблю «Весёлые Ребята» статус музыкального театра. В 1991 году, в шестой раз стал лауреатом Всесоюзного песенного фестиваля «Песня года», а в связи с 25-летием творческой деятельности, ансамбль даёт серию юбилейных концертов, выпускает двойной альбом с лучшими песнями разных лет. В 1993 году Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 14 июля 1993 года Павел Слободкин, первым среди руководителей этого жанра, был удостоин почётного звания народный артист России. В 1997 году фирма Мелодия выпускает компакт-диск «Люди Встречаются» с записями ансамбля. В 2003 году в связи с 35-летием творческого содружества с Мелодией руководство фирмы награждает ансамбль «Золотым диском». В 2006 году, в связи с 40-летием творческой деятельности, ансамбль был награждён высшей наградой фирмы Мелодия — «Платиновым диском №1», и становится обладателем абсолютного рекорда по проданным пластинкам - 179 миллионов 850 тысяч экземпляров. С 2005 года ансамбль «Веселые ребята» под руководством Павла Слободкина возобновил свою концертную деятельность, выступил в Театре эстрады, в ГЦКЗ Россия, в Доме музыки, в Дворце спорта «Лужники», принял участие в V юбилейном фестивале «Авторадио» «Дискотека — 80», со многими европейскими звездами эстрады в СК «Олимпийский», который был показан по Первому каналу телевидения в январе-феврале 2007 года. В апреле 2007 года совместно с рекордс-компанией «Бомба Мьюзик», выпустил CD «Любовь – дитя планеты», а в декабре 2007 года совместно с фирмой Мелодия выпустил CD «Когда молчим вдвоем», посвященный 40-летию творческой деятельности ансамбля и принял участие в концерте «Песня года-2007», который был показан 02 января 2008 года по каналу РТР.

Дискография:

«Алешкина Любовь», «На Чём Стоит Любовь», «Облади-Облада» и «Старенький Автомобиль» — фирма Мелодия (миньон) 1970 год °

«Люди Встречаются», «Легко Влюбиться» — фирма Мелодия (миньон) 1971 год °

«Чернобровая Дивчина», «Варшавский Дождь» — фирма Мелодия (миньон) 1973 год °

«Если Любишь Ты», «Ну Что С Ним Делать» — фирма Мелодия (миньон) 1973 год °

«Как прекрасен этот мир», «Рыбацкая песня», «Любовь — дитя планеты», «Песня моя, песня» — фирма Мелодия (миньон) 1973 год °

«На Земле Живёт Любовь», «На Перекрёстке», «Когда Молчим Вдвоём» — фирма Мелодия (миньон) 1974 год °

«Любовь — Огромная Страна» — фирма Мелодия (гигант) 1974 год °

«Скорый поезд», «Полоса невезения», «Я к тебе не подойду» — фирма Мелодия (миньон) 1975 год °

«Арлекино», «Посидим, поокаем», «Ты снишься мне» — Алла Пугачёва и ансамбль «Весёлые Ребята» — фирма Мелодия (миньон) 1975 год °

«Песни Рудольфа Манукова» — фирма Мелодия (миньон)1975 год °

«Золотой Орфей» — Алла Пугачёва и «Весёлые Ребята» Балкантон (Болгария) (гигант) 1976 год °

«Летайте самолетами Аэрофлота», «Первый лед», «Разлука», «Дальняя песня» — фирма Мелодия (миньон) 1977 год °

«Хорошо», «Наш дом», «Проходят годы», «Беда без тебя» — фирма Мелодия (миньон) 1978 год °

«Дружить Нам Надо» — фирма Мелодия (гигант) 1978 год °

«Напиши мне письмо», «Летние каникулы», «Встреча», «Кукла» — фирма Мелодия (миньон)1978 год °

«Музыкальный Глобус» — фирма Мелодия (гигант)1979 год °

«Люба-Любовь», «Уходило лето», «Школьная пора», «В последний раз» — фирма Мелодия (миньон)1979 год °

«Дискоклуб» — фирма Мелодия (гигант) 1981 год °

«Вот и все», «Легко сказать» — фирма Мелодия (миньон) 1981 год °

«Тонкий лед», «Рыжим всегда везет», «Мы ловили журавля», «Счастливый случай» — фирма Мелодия (миньон) 1983 год °

«Телеграмма», «Да-Да-Да-Да», «23 век» — фирма Мелодия (миньон) 1985 год °

«Минуточку!» — «Весёлые Ребята» — фирма Мелодия (гигант) 1987 год °

«Здравствуй мальчик Бананан!» — АССА С90-26459-000 1988 год °

«Розовые розы», «Девушка с обложки» — фирма Мелодия 1990 год °

«Весёлые ребята, 25 лет. Лучшие песни» — Синтез-Рекордз (гигант) 1991 год °

«Банановые острова» — CD SBI Records, APEX Records 1995 год °

«Песни В.Добрынина» — (CDRDM 603121) CD 1995 год °

«Люди Встречаются» — фирма Мелодия, CD 1997 год °

«Любовь — дитя планеты» — фирма Бомба-Мьюзик CD 2007 год °

«Когда молчим вдвоём» - фирма Мелодия, CD 2007 год °

музыкальная энциклопедия «Эстрада XXI век», издана Министерством культуры РФ и Институтом искусствознания

материал предоставлен Центром Павла Слободкина

mtcc@yandex.ru


3

Первый концерт ("Весёлые ребята")

Первое знакомство. Каждую неделю в субботу после уроков я еду гулять на Крещатик - мы только недавно переехали в Киев, и я просто брожу по центру, вдыхая незнакомую и пьянящую атмосферу этого города, и тихо балдею от неё. Правда, у меня есть ещё одна цель - я обхожу различные, уже известные мне "точки", в надежде найти ещё какую-нибудь пластинку "Поющих гитар". Моя первая пластинка дома уже всем порядком надоела, и даже родители хотят, чтобы я несколько обновил репертуар.

7-е лирическое отступление: "Точки". Места, где продавались пластинки, бывали совсем неожиданные. Кроме магазина грампластинок на улице Красноармейской, специализированного отдела в ЦУМе, магазина "Ноты" и "Детского мира" в Пассаже, их можно было встретить на каком-нибудь выносном лотке возле магазинов "Искусство" или "Иностранная книга", в маленьком соответствующем отделе неприметного универмага. А что можно было порой найти в киосках "Союзпечать"! Бабушки, в них сидящие, как правило, не имели представления о том, какие ценности коробятся у них под солнцем среди старых журналов. И, конечно, они всегда были рады покупателю пластинок - ведь те были гораздо дороже газет, стоивших 2-3 копейки. Свои "места" я регулярно обходил, берёг в тайне и доверял их расположение только самым близким друзьям.

На одной из таких уличных раскладок погожим осенним днём я набрёл на гибкую пластиночку с надписью "Весёлые ребята". На обложке пластинки фотография: широко расставив ноги, стоят четыре парня с гитарами, и своими нарочито открытыми и задорными улыбками как бы стараются подтвердить справедливость названия ансамбля. (Похожие улыбки, может и неосознанно, с успехом взяли на вооружения через пару десятков лет ребята из "На-На"). Мне же, хорошо помнившему одноимённый старый фильм, такое название показалось каким-то пародийным, и я без особого интереса прочитал на обратной стороне конверта аннотацию, где что-то говорилось о "жизнерадостном искусстве молодых ребят с гитарами". На названия и авторов песен я даже и внимания не обратил - меня в тот момент интересовали только новые песни "Поющих гитар".

На следующие выходные я уже рыскал по Крещатику в поисках так опрометчиво не купленной пластинки - но, увы… Ещё через пару недель без особой надежды на успех захожу в магазин "Ноты" - и вот она, двойная удача! От радости прямо голова кругом пошла: на прилавке рядышком лежали "Синяя песня" "Поющих гитар" и разыскиваемая пластинка "Весёлых ребят"! Фото на ней было поменьше, ребят на нём - побольше, но главное - песни те же, и я уже знаю, что две из них - битловские! Ни о каком продолжении прогулки не может быть и речи, как можно быстрее возвращаюсь домой (а путь неблизкий) - и слушаю, слушаю по очереди то одну, то другую пластинку. Это полный восторг, особенно "Об-ла-ди, об-ла-да" и "Старенький автомобиль"! Их можно слушать бесконечно. Вся семья вынуждена делить радость со мной. Папа, послушав "Старенький автомобиль" на русском, делает вывод, что, собственно, ничего похабного в этих битлах нет, и для меня это - лучшая оценка, я переживаю за любимую музыку, как болельщик за любимую футбольную команду.

По радио всё чаще передают песни "Весёлых ребят", кроме уже знакомых звучат "Анжелина", "Скачет ковбой", "Непросто быть вдвоём" и, конечно, "Сон". А уж когда выходит песня "Люди встречаются" - без неё не обходится, наверное, ни одна музыкальная передача радиостанции "Юность" и ни одна субботняя развлекательная радиопередача. А вот по телевизору всеобщих (так мне тогда казалось) любимцев почему-то не показывали.

С лёгкой руки "Весёлых ребят" в моду входит слегка обиженный высокий вокал и все дворовые гитаристы стараются подражать их солистам.
Совершенно естественно, что когда в Киев наведывается большая команда столичных артистов с программой "Московские звёзды", и я узнаю, что гвоздём программы будут "Весёлые ребята" (об этом в школе все говорят), то всячески уговариваю родителей пойти вместе на концерт и, получив согласие и деньги, сам отправляюсь за билетами, благо продавали их в центре города во всех подземных переходах.

И вот Дворец спорта. Это первый "взрослый" эстрадный концерт в моей жизни. Я стараюсь запомнить все детали - марки аппаратуры, инструментов, названия песен, чтобы рассказать потом друзьям в школе. Мы сидим всей семьёй на правой трибуне, сцену видно хорошо, но смотреть приходится, свернув голову, и с непривычки это не очень удобно. В концерте принимают участие артисты популярные и не очень, в том числе известный вокальный квартет "Аккорд" и совсем ещё неизвестный певец Лев Лещенко. Программа была большая, пошло уже второе отделение, а "Весёлых ребят" всё нет и нет, и я начинаю потихоньку волноваться. И вот, когда я был уже утомлён длинным концертом и почти потерял надежду, вышел конферансье и не очень притязательно скаламбурил: "Если бы у меня была золотая рыбка, то я загадал бы ей только одно желание: чтобы сейчас на этой сцене выступили "Весёлые ребята"!".

Открывается занавес - и знакомое вступление к песне "На чём стоит любовь" тонет в грохоте барабанов. Сцена залита ярким светом прожекторов. Музыкантов, по-моему, девять: три гитариста, органист, пианист, медная группа: труба, тромбон и саксофон, и на помосте - возвышающийся над ними ударник. Все - в ослепительно белых костюмах. Часть зрителей срывается со своих мест и устремляется к сцене (такое в те времена случалось редко). "Ребята" уже явно избалованы вниманием публики и слегка выпендриваются; басист в тёмных очках пускает хромированными деталями своей гитары "зайчиков" в зал. Девушки визжат от восторга (или это мне только слышится?). Потом звучат народные песни "Калинка" и "Песенка про комара" (эдакий театрализованный номер). Вот допел последний куплет "Дождь и я" и, подняв воротник, уходит за кулисы солист, и я понимаю, что половину слов песни уже выучил и обязательно тоже буду её петь. Ну, а когда зазвучали первые такты "Люди встречаются" - тут уж добрая четверть зала ломанулась к сцене, поближе к своим кумирам. В общем, это был не концерт, а полный восторг, несмотря на то что "Ребятами" было спето, кажется, всего восемь песен.

8-е лирическое отступление: Точное попадание. Долгое время по числу радиоэфиров с песней "Люди встречаются" могла соперничать разве что знаменитая "Червона рута". Это на мой непросвещённый взгляд хрестоматийный пример несомненного 100 %-го попадания и непревзойдённого чутья аранжировщика - руководителя ансамбля Павла Слободкина. Как из рядовой в общем-то венгерской песенки он сделал всесоюзный всенародно любимый шлягер? Таким же точным попаданием можно считать ешё разве что "Арлекино".

И в следующие годы ансамбль продолжал выпускать в свет классные песни, но более сложные, взрослые, что ли: "Чернобровая дивчина", "Песня моя, песня", "Когда молчим вдвоём", тухмановские "Варшавский дождь" и "Как прекрасен мир" (правда, впервые эту песню я услышал в исполнении ВИА "Москвичи"), антоновские "Если любишь ты" и "Ну что с ним делать" (при всём моём уважении к Юрию Антонову, должен признаться, что интерпретации его песен "Весёлыми ребятами" мне нравились больше, чем авторское исполнение). Короче, всего не перечислишь, ансамбль был тогда едва ли не самым записываемым ВИА на "Мелодии". Конечно, при желании в аранжировках песен внимательный и пристрастный слушатель мог услышать мотивы, а то и прямые цитаты из музыки популярных зарубежных ансамблей, и битлов в частности. Но мы, тогдашние подростки, воспринимали это скорее как некие тайные послания артистов слушателям: они тоже любят "ту" музыку, и таким образом дают нам знать об этом, водя за нос ничего не понимающих "их" - каких-то безликих суровых функционеров от культуры, запрещавших всех и вся.

Несмотря на обилие записей, первый полноценный альбом "Весёлых ребят" - "Любовь - огромная страна" вышел году где-то в 75-м. Одноимённая песня и такие номера, как "Когда нам 20 лет" и "Это Москва" демонстрировали фирменное звучание их тогдашнего ансамблевого вокала. Это был сборник готовых шлягеров, вполне прилично звучащих и сегодня, с весьма широкой палитрой стилей (плюс это или минус - судить не берусь), но всё равно в каждой песне чувствовалось, что это - именно "Весёлые ребята".

На концерт же их в том году я не попал по уважительной причине -- служил в СА. Но друзья ходили и прислали мне письмо-отчёт, в котором, между прочим, была и такая фраза (Миша, извини, вынужден цитировать по памяти): "Во время исполнения одной песни Бергер дал громогласного "петуха"". Но здесь, как я понял позже, была явная ошибка, связанная с тем, что исполнителей мы тогда в лицо почти не знали, - Леонид Бергер к тому времени уже отчалил в Австралию, а это был, по-видимому, Александр Лерман, поскольку "в некоторых песнях он брал в руки бас-гитару" (опять цитирую по памяти). Я вспомнил этот эпизод не ради ложки дёгтя, а чтобы перебросить мостик к ещё одному воспоминанию (учитывая определённый интерес к солистам первых составов ансамбля): думаю, не многие слышали по "Голосу Америки" передачу об Александре Лермане и его "американском" ансамбле, а мне посчастливилось и где - в армии!

9-е лирическое отступление: Спасибо, отцы-командиры! За что, спрашивается? А за то, что дали возможность слушать "вражеский голос" непосредственно на переднем крае борьбы с вероятным, как тогда говорили, противником, то есть на БД. БД - это совсем не то, о чём могли подумать не служившие в армии. Это - боевое дежурство. Больше на эту тему распространяться не буду, хотя государства, которому я давал присягу, уже 10 лет как нет на карте. Так вот, периодически целую неделю мы с десятком сослуживцев находились в относительной изоляции: в одной половине небольшого домика размещались офицеры и прапорщики, в другой - солдаты. И как-то из "офицерской" половины нам за ненадобностью был пожалован ламповый радиоприёмник, который, как оказалось, в отдельные часы позволял ловить зарубежные радиостанции, и в том числе - о, ужас! - "Голос Америки". Довольно часто вечером или ночью у нас выпадало неконтролируемое свободное время, и в часы, когда мои товарищи курили, дрыхли, слонялись без дела, я мордовал радио. И не зря. Узнал я из него, помимо новостей западной музыки, и об американских гастролях "Песняров", и об ансамбле из Сан-Франциско "Саша и Юрий" (мне кажется, в передаче его называли именно так), состоявшем в основном из наших бывших соотечественников. Саша - это и был Александр Лерман из "Весёлых ребят", с ним было достаточно пространное интервью, перемежавшееся песнями из репертуара ансамбля.

Итак, интервью мне показалось несколько заангажированым, подогнанным под идеологический формат радиостанции: не очень понравилось, как Александр отзывался о своей работе "в ансамблях типа "Весёлые ребята" и "Добры молодцы"", а потом с восторгом рассказывал, какая у него сейчас хорошая бас-гитара, аппаратура, какие классные в Сан-Франциско уличные музыканты и т. д. Была в этом какая-то фальшь или показная бравада эмигранта. Но вот музыка была неплохая. Это были забойные, несколько замедленные по сравнению с оригиналами, версии известных хитов - битловская "Day Tripper" и песенка "Creedence", кажется, из альбома "Сosmo's Factory", а под конец - собственная композиция "Под огромным колесом", с узнаваемым "весёло-ребятовским" вокалом. Слышимость к тому моменту была уже совсем никудышная, слова, кроме нарочитого "оканья" было почти не разобрать, но то, что я расслышал, было очень симпатично. Короче, передача оставила какое-то двойственное впечатление: с одной стороны, вроде здорово, что "наши" и там пробиваются, с другой - как бы и за державу обидно… Естественно, мои друзья "на воле" о таком ансамбле и не слыхали, более того, часто удивлялись, что во всяких музыкальных новостях я порой оказывался более осведомлён, чем они.

Да, а вот записи, сделанные "Весёлыми ребятами" в период сотрудничества с Аллой Пугачёвой, не относятся к моим самым любимым из репертуара ансамбля. А в телетрансляциях её тогдашних выступлений они и вовсе выглядели, как обычный аккомпанирующий состав. Пластинка же, записанная в Болгарии во время фестиваля Золотой Орфей'76, была для меня интересна в первую очередь концертным исполнением. Знаменитый хит "Mexico" и в живом варианте звучал вполне прилично, немногие современные наши группы могут похвастаться таким качеством натурального пения.

Итак, на следующее выступление "Весёлых ребят" я попал только через 7 лет после того памятного первого концерта, хотя наведывались они в Киев регулярно. К слову, ни разу это не был "сольник". В лучшем случае, ансамблю давали полное отделение, или же это была только часть отделения (обычно в конце концерта), всё остальное в программе мы воспринимали как "нагрузку". Не хочу никого обижать, возможно, в этих концертах принимали участие и достойные артисты, имеющие своего слушателя и зрителя, но лично я всегда ходил на эти "солянки" только из-за "Весёлых ребят". И всегда местом их выступлений был Дворец спорта.

Конечно, за этот период в составе, стиле и репертуаре ансамбля произошли существенные изменения. Ко времени, относящемуся к этому концерту, уже вышел диск "Дружить нам надо", как по мне, побледнее, чем первый альбом, но с несколькими очень нравившимися мне песнями, которые и были исполнены на концерте. Тогдашний состав ансамбля несколько лет оставался стабильным, и, возможно, именно эти годы были для него одними из самых плодотворных.

В антракте перед выступлением музыканты - сплошь в джинсе (ну, шик по тем временам!), и довольно патлатые - вышли настраивать аппаратуру и инструменты. Звучание некоторых инструментов при этом показалось каким-то слабеньким и невыразительным, но когда началось выступление - звук не разочаровал. (Миша, скажи, я не вру - ты тоже был на том концерте!) Вообще качество звука у ансамбля - и я об этом уже говорил - даже в таком помещении, как Дворец сорта, всегда было на пять с плюсом.

А начали "Весёлые ребята" с неожиданной кантри-версии известного "Марша весёлых ребят" И. Дунаевского, за ним, в том же темпе - "Напиши мне письмо" и "Ни минуты покоя" В. Добрынина, ставшие впоследствии популярными почему-то в исполнении Льва Лещенко. На скрипке играл Анатолий Алёшин, один из лучших, на мой взгляд, солистов за всю богатую историю ансамбля. Всё выступление "Весёлых ребят" прошло с хорошим драйвом, нон-стоп, и после него настроение было действительно весёлое. Колоритной фигурой в ансамбле был Сергей Чиненков - с шикарной шевелюрой и бакенбардами "а-ля Ноздрёв", который играл на трубе и барабанах конго. Клавишником тогда уже был долгие годы бессменный участник ансамбля Александр Буйнов, но как солист-вокалист ещё не засвечивался. На том выступлении меня поразил его инструмент "Farfisa", который в какой-то военной песне имитировал звуки взрывов и пулемётных очередей. Когда половина музыкантов ушла со сцены, две песни (а всего их было 12) спел ритм-гитарист (если не ошибаюсь, Игорь Гатауллин). Это были "Мамина пластинка" и "Проходят годы". Звучали они - один к одному, как на пластинке, так сейчас, к сожалению, почему-то не поют. И вот во время исполнения одной из этих песен двое из освободившихся музыкантов, взявшись за руки, как балетные маленькие лебеди, медленно пропрыгали через всю сцену из кулис в кулисы. Поскольку песни минорные, то трюк этот тогда показался смешным. Повторенный через пару лет на концерте ВИА "Лейся, песня!" - уже раздражал.

Песню "Женщина", записанную на балкантоновской пластинке (но уже на русском), спел Роберт Мушкамбарян, игравший также на саксофоне. Точно могу назвать ещё двоих тогдашних членов ансамбля: бас-гитарист Валерий Дурандин и солистка Людмила Барыкина (с причёской, как у Анжелы Дэвис) - она исполняла популярную и всенародно любимую тогда "Куклу" (сам слышал, как наша дворничиха, хорошо подгуляв, пела её под баян на какой-то домашней вечеринке, свободно заменяя на ходу некоторые слова украинскими, что приводило к потере размера и рифмы. Звучало почти как народная песня).

Впоследствии я ходил на концерты с участием "Весёлых ребят" каждый раз, когда они приезжали в Киев.

Один из них состоялся вскоре после выхода диска "Музыкальный глобус" с песнями зарубежных исполнителей. Р. Мушкамбарян спел тогда (опять же на русском) "What can I do?" группы "Smokie" - на мой взгляд, не самый удачный номер, и песню из репертуара Адриано Челентано - вот она для его голоса и манеры исполнения очень подходила.

Кажется, именно тогда в составе "Весёлых ребят" появился новый молодой гитарист - Алексей Глызин, который запомнился тогда по песне "Вот и всё". Программа в тот раз началась как-то вяловато (концерт был дневной), но потом при поддержке зала музыканты разошлись: Буйнов наиграл и напел кусок битловской "Blackbird" (сказав перед этим что-то типа "the Beatles in Kiev City"), а Глызин в каком-то рок-н-ролле становился на "мостик" с гитарой в руках.

Павел Слободкин в качестве музыканта на сцене появлялся редко, разве что под конец программы, но почти всегда следил из-за кулис за выступлением своего ансамбля (я иногда сидел на боковых местах рядом со сценой, и мне это было видно) и выходил на заключительный поклон.

И "Музыкальный глобус", и "Нам 13 лет", и последующие работы ансамбля я лично принимал уже не так однозначно, как когда-то: и делалось вроде бы всё правильно, в струе, так сказать, музыкальной моды, но вот что-то было не то, не так…

В последний свой приезд, а было это уже в середине 80-х, "Весёлые ребята" играли уже впятером или вшестером, причём в 1-м отделении концерта, второе же было отдано группе Игоря Романова "Союз" (кто ещё помнит такую?). Справедливости ради отмечу, что часть публики после 1-го отделения и в начале 2-го демонстративно зал покинула, показывая, на кого она пришла посмотреть.

К тому времени "Весёлые ребята" наконец-то были признаны и на телевидении, (наверное, после песни "Бродячие артисты" на новогоднем "Огоньке"). Лидерами ансамбля стали А. Глызин и А. Буйнов, их вокал и определял звучание ансамбля. На концерте исполнялись в основном песни с пластинки "Минуточку!" - про тётю с дядей, автомобили, новогодние свечи и т.п. Исполнение и звук были привычно качественными, но чего-то неуловимого недоставало. Может, просто звучание стало каким-то более плоским, двухцветным, что ли. И даже "Каприс" Паганини, исполненный слэпом на бас-гитаре, особо не впечатлил. Возможно, из-за того, что просто я необоснованно ждал чего-то большего, или стал старше, или музыкальные пристрастия изменились или ещё по какой-то причине, но ощущения праздника почему-то уже не было. (Кстати, "Союз" тогда тоже как-то не впечатлил).

10-е лирическое отступление: Первые аккорды. Многие мои ровесники учились брать первые аккорды на гитаре по "Дому восходящего солнца" группы "Animals" или чуть позже - по "Венере" "Shocking Blue". Я же терзал свои пальцы, пытаясь воспроизвести "Тебе всё равно" Олега Иванова. Моим наставником в этом деле был закадычный школьный друг Сашка, с которым мы просидели за одной партой три года (может быть, именно эти беззаботные, в общем-то, годы и были самыми лучшими и счастливыми?). Потом мы неоднократно исполняли эту песню на школьных вечерах, стараясь петь так же жалостно, как "Весёлые ребята". Не знаю, насколько хорошо это выглядело со стороны, но нашим девочкам, по-моему, нравилось.

…Уже много лет неисправимый хохмач, оптимист и весельчак Сашка лежит в чужой холодной канадской земле, и ему-то уж точно - "всё равно". А нам?

Coda. Писать последовательную историю "Весёлых ребят" - занятие хлопотное и неблагодарное (да я этого и не собирался делать): за свою долгую историю ансамбль работал много и плодотворно, через него прошло столько достойных музыкантов, что их с лихвой хватило бы на полдюжины хороших составов, каждый из которых имел бы право именоваться "Весёлыми ребятами". Но как бы ансамбль не менялся, во все годы своего существования он выдавал качественную продукцию (может, разного уровня, но всё равно качественную), само его название было маркой, знаком качества, и лично для меня одной надписи "Весёлые ребята" на пластинке было достаточно, чтобы купить её, не слушая и не читая названия песен и имён авторов.

Кстати уж, и об авторах. Репертуар скольких ВИА, не побоюсь этого слова, украшали песни Вячеслава Добрынина! (На что он переключился потом - это уже другой вопрос). Если на диске любого, даже неизвестного исполнителя, среди авторов встречалось имя Давида Тухманова, было ясно, что тебя ждёт что-то интересное и необычное.

Сегодня… Не знаю, то ли исполнители, или те, кто стоят за ними, покупают песни, что называется, на корню, то ли авторам неудобно ставить своё имя под невыразительными поделками, но только очень часто слушатель/зритель не знает, кто автор опуса, который он слышит по радио, ТВ или в записи. Вот такая вот музыка.

P.S. Я давно уже возился с этим фрагментом, переделывал, перекраивал, откладывал, но когда узнал из Интернета, что 25 января в Москве должен состояться авторский концерт В. Добрынина, в котором примут участие "Весёлые ребята", понял, что пора подводить черту - хватит уже совпадений и невольных предсказаний.
А интересно всё-таки узнать, как там будет… Хочется, чтобы как раньше - красиво и весело.

http://viaansambles.narod.ru/Publ/veselyerebyata/veselyerebyata.htm

Hosted by uCoz