narod.gif (621 bytes)

                                       Виталий Гуляев - Моя страничка в Интернете                                

2_12_German19.jpg (7227 bytes)


Герман, Анна Виктория

знаменитая польская певица и композитор, звезда эстрады 60-х, 70-х и начала 80-х годов XX века, включавшая в свой песенный репертуар произведения на разных языках мира. Выступала в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Португалии, Италии, Венгрии, Монголии, гастролировала по ГДР, ФРГ, ЧССР и СССР. Лауреат национальных и международных фестивалей в Монте-Карло, Висбадене, Братиславе, Сан-Ремо, Неаполе, Виареджо, Каннах, Остенде, Сопоте (см. ниже), Ополе, Колобжеге, Ольштыне, Зелёна-Гуре.

2_12_German2.gif (48886 bytes)

Анна Герман родилась 14 февраля 1936 года в Советском Союзе в городе Ургенче (Средняя Азия) в семье русских переселенцев. Среди ее далеких предков, были эмигранты из Голландии, которые оказались в России в середине XVII века. Прапрадед Анны по отцовской линии, около сорока лет проживший на хуторе на юге Украины, вынужден был отправился в Среднюю Азию, где и остался навсегда. Родным языком для Анны стал русский язык в силу семейных традиций. Своего отца Анна практически не помнила - когда ей было два года, его арестовали и отправили в лагерь, где он и пропал. Вскоре умер от болезни и младший брат Анны. После этого им с мамой пришлось много скитаться - они жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где их застала война. Мать Анны вторично вышла замуж и после войны в 1946 году они уехали в Польшу на родину ко второму мужу. Там Анна пошла в школу. Особенно хорошо ей давались языки (ей с детства приходилось общаться на разных местных языках еще на родине) - она хорошо знала голландский, итальянский. Прекрасно рисовала. Тогда же начала петь. После окончания школы Анна подала документы на факультет геологии. Там на геологическом факультете Вроцлавского университета, проявился ее талант в студенческом театре «Каламбур», на Вроцлавской эстраде. Проучившись шесть лет, в геологию не пошла - выбрала песню. Первый успех пришел к ней на III Сопотском фестивале, потом был триумф на втором фестивале польской песни в Ополе с песней «Танцующие Эвридики». Первые выступления в Москве, где ей предложили записать первую пластинку, снова Сопот, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой. В 1967 Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо где были такие знаменитости в то время как Доменико Модуньо, Далида, Сонни, Шер, Клаудио Вилла. Позже имеет большой успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Все складывалось хорошо, но, к сожалению, судьба обошлась с ней жестоко - она попала в автомобильную катастрофу. Анна с водителем ехали в машине по горной дороге. На одном из сложных участков дороги водитель задремал и машина врезалась в бетонное ограждение. В результате столкновения Анну выбросило из машины так далеко, что ее поначалу просто не заметили. В этой автокатастрофе она получает сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки, сотрясение мозга. 12 дней Анна не приходит в сознание, затем следуют тяжелые операции, все ее тело заковано в гипс. Лишь к 1970 году она начинает ходить по квартире. Весной 1972 года Герман возобновляет концертные поездки. Осенью она приезжает в Москву и записывает песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Надежда». В Польше у нее не оказалось своего автора, а в СССР ей стали предлагать свои новые песни В. Шаинский, О. Фельцман, В. Добрынин, Е. Птичкин, А. Бабаджанян, Я. Френкель и многие другие композиторы. В 70-е годы А. Герман стала часто исполнять песни для Российских слушателей, которые им очень понравились особенно в ее исполнении. Многие из этих песен стали шлягерами того времени, а некоторые остались навсегда. Например: "Надежда", "Когда цвели сады", "Мы долгое эхо друг друга", "Гори, гори моя звезда" и др. В 1975 году у нее родился сын. Вроде все складывалось хорошо, но судьба в очередной раз обошлась с ней жестоко - в начале 80-х годов у нее обнаружили рак. Зная об этом, Анна отправилась на свои последние гастроли - в Австралию. Вернувшись, легла в больницу. Там ей сделали три сложные операции. Однако спасти Анну Герман так и не удалось. Анна Герман похоронили на варшавском кладбище. На черном надгробии ее могилы выгравированы скрипичный ключ и ноты.
2_12_German00.jpg (74348 bytes)
2_12_German000.jpg (44860 bytes)
2_12_German0.jpg (18873 bytes)

Родилась в Ургенче на юге Узбекистана.

Её мать Ирма, в девичестве Мартенс, происходила из голландских меннонитов, поселившихся в России в екатерининские времена, и работала учительницей немецкого языка. Отец Евгений Гёрманн (нем. Hormann) — бухгалтер из Лодзи немецкого происхождения — был обвинён в шпионаже, репрессирован и расстрелян НКВД в Ташкенте в 1937 году. Анну и мать депортировали в Киргизию.

Вторично мать Анны вышла замуж за офицера Войска Польского по имени Герман Бернер, что позволило ей уехать в Польшу в 1945 году. Там Анна поступила во Вроцлавский университет на факультет геологии, но участие в студенческой художественной самодеятельности в дальнейшем позволило ей стать певицей. Дебютировала в 1960 году в студенческом театре «Каламбур». Получив стипендию от итальянского правительства, начинающая певица на несколько месяцев уехала в Рим.

Первое признание её песни получили на ІІІ Международном фестивале песни в Сопоте (1963) — разделила ІІ премию (в категории польских исполнителей) за песню «Так мне с этим плохо» (польск. Tak mi z tym zle) Генриха Клейне и Бронислава Брока, а также на Всепольском фестивале эстрадных коллективов в Ольштыне — за итальянскую песню «Ave Maria» [1]. Настоящую известность Анне Герман принесла в 1964 году песня «Танцующие Эвридики» (польск. Tanczace Eurydyki) [2], [3] Катажины Гертнер и Евы Жеменицкой: вторая премия в категории актёрско-литературной песни на II Фестивале польской песни в Ополе (24—28 мая), первое место (в местном отборочном туре) и третье — в Международном туре на фестивале в Сопоте. На III Фестивале польской песни в Ополе — первая премия в категории артистической песни за песню «Зацвету розой» (польск. Zakwitne roza) [4] / [5] Катажины Гертнер и Ежи Миллера.

В 1967 году, будучи в Италии на гастролях, попала в тяжёлую автомобильную катастрофу и лишилась возможности заниматься любимым творчеством на несколько лет. Вернулась на эстраду в 1970 году: «Золотой диск» за долгоиграющую пластинку «Человеческая судьба» (польск. Czlowieczy los) [6]. Гастроли в разных странах, сотни концертов в СССР.

2_12_German3.jpg (53004 bytes)

Личная жизнь

Вышла замуж за Збигнева Тухольского в 1972 году и в 1975 году родила сына, тоже Збигнева. Скончалась от рака в 1982 году и была похоронена в Варшаве.[1]

2_12_German4.jpg (19410 bytes)
Песни для неё писали советские композиторы-песенники Арно Бабаджанян, Евгений Птичкин, Александра Пахмутова, Ян Френкель, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский и другие. Известные в её исполнении песни: «Надежда» (муз. А. Пахмутовой на сл. Н. Добронравова) [7], [8] «Когда цвели сады» [9], «Эхо любви» [10], «Случайность» [11], «Гори, гори, моя звезда» [12]. Песни в исполнении Анны Герман отличались большой теплотой, задушевностью, певучестью и мелодичностью.

Анна была очень популярна среди любителей лирической песни в Советском Союзе 1970-80-х годов. При жизни здесь, на фирме «Мелодия» было выпущено пять её долгоиграющих грампластинок, первая из которых вышла в октябре 1968 года и является на сегодняшний день коллекционным филофоническим раритетом.

В 1977 году состоялось историческое выступление Анны Герман на финале фестиваля «Песня года» с песней «Когда цвели сады». Устроенная зрителями продолжительная овация в зале заставила организаторов фестиваля выйти за жёсткие рамки телевизионного эфира и песня была исполнена «на бис» (видеозапись выступления утеряна).

Несмотря на неофициальное звание «Белого ангела польской эстрады», в самой Польше отношение к ней было несколько неоднозначным — исполнение большинства песен на русском языке нравилось далеко не всем из-за неприятия политики Советского Союза по отношению к Польше. Сама Анна была искренним сторонником максимально тесных культурных связей между народами Польши и Советского Союза и считала себя польской певицей.

В её родном городе Ургенче именем певицы названа улица.

Голос Анны Герман — мощное лирико-колоратурное сопрано необычного, прозрачного, высокого тембра. Уникальная манера исполнения производит впечатление лёгкости верхних нот. Певица отличалась большой музыкальностью, артистизмом, большой теплотой и душевностью созданного песенного образа.

В репертуаре певицы были песни различной жанровой направленности и смысла. Даже шуточные песни несли в её голосе лёгкий прозрачный налёт печали. Что касается трагических песен про войну, тяжёлую утрату или несчастную женскую судьбу — в них Герман раскрывала полностью свой драматический артистический дар, неподдельно и пронзительно показывая безутешное горе и глубокое отчаяние. Эта манера покорила слушателей всех стран, где она выступала.

Для исполнения песни «Эхо любви» [13] / [14] / Фрагмент из фильма Судьба / Фрагмент из фильма Судьба в фильме Евгения Матвеева «Судьба» (1977 г.) безошибочно была выбрана Анна Герман (в дуэте с Л. Лещенко). Эта песня также стала популярным синглом советской песни конца 70-х, начала 80-х годов XX столетия.

2_12_German6.jpg (27765 bytes)

Дискография

(Для польских изданий страна выпуска не указана.)

[править] Альбомы

  • 1966 Tanczace Eurydyki
  • 1967 Recital piosenek
  • 1967 I classici della musica napoletana (Италия)
  • 1966 Поёт Анна Герман (СССР)
  • 1970 Czlowieczy los
  • 1971 Wiatr mieszka w dzikich topolach
  • 1971 Д. Скарлатти (итал. Domenico Scarlatti), арии из оперы «Фетида на Скиросе» (итал. «Tetida in Sciro»)
  • 1974 To chyba maj
  • 1977 Когда цвели сады (СССР)
  • 1978 Anna German
  • 1979 Друг-дельфин (СССР)
  • 1980 Надежда (СССР)
  • 1982 Последняя встреча (СССР)
  • 1983 Niezapomniane przeboje
  • 1984 Jestes moja miloscia
  • 1987 Эхо любви (концерт 31.12.1979, СССР)
  • 1989 Anna German
  • 1989 Znaki zapytania
  • 1990 Powracajace slowa, vol. 1
  • 1990 Powracajace slowa, vol. 2

Пластинки с 4 песнями

  • 1967 Anna German
  • 1967 Анна Герман (издатель «Международная книга», СССР)
  • 1971 Piosenki perskie
  • 1971 Чтобы счастливым быть (СССР)
  • 1977 Ты, только ты (СССР)
  • 1978 Я люблю танцевать (СССР)

Синглы

  • 1967 Deszcz na szybie / Uroczysko
  • 1967 Chce byc kochana / Cyganski woz
  • 1967 Cyganeria / Zimowe dzwony
  • 1967 Te faje desidera (Италия)
  • 1967 Gi / Prima tu Single (Италия)
  • 1967 Chi sei tu / Meglio dire di no (Италия)
  • 1969 Melodia dla synka / Jestes moja miloscia
  • 1970 Czlowieczy los / Dziekuje Ci mamo
  • 1970 Galazka snow / Trampowski szlak
  • 1970 Zlociste mgly / Za grosiki marzen
  • 1971 A mama asi como / Quadro cartas
  • 1972 Warszawa w rozach / Wiatr mieszka w dzikich topolach

Музыкальные открытки

  • 1963 Cyganeria
  • 1967 A jezeli mnie pokochasz
  • 1969 Melodia dla synka
  • 1969 Chce tanczyc w majowa noc
  • 1970 Ksiezyc i roze
  • 1970 Sniezna panienka
  • 1970 Byc moze
  • 1970 Czlowieczy los
  • 1970 Skad przyjdzie noc
  • 1971 Cztery karty
  • 1971 Trzeba sie nam pospieszyc
  • 1974 Gdy sliczna panna
  • 1975 Gdy sliczna panna / Lulajze Jezuniu
  • 1975 Pozwol, zeby ktos wzial twoje serce / Moje miejsce na ziemi
  • 1978 List do Chopina
  • 1979 Tylko w tangu / Dookola kipi lato

Кассеты

  • 1994 Zlote przeboje neapolitanskie
  • 1995 Planeta Anna, vol. 1
  • 1995 Planeta Anna, vol. 2
  • 1999 Антология советского шлягера (СССР)

Компакт-диски

  • 1991 Recital piosenek «Zakwitne roza» (издатель «Polskie nagrania», PNCD 118)
  • 1994 Nasza sciezka (издатель «Polskie nagrania», PNCD 280)
  • 1996 Незабытый мотив (издатель «Мелодия», Россия)
  • 1996 Лучшие песни (Россия)
  • 1998 Wiatr mieszka w dzikich topolach
  • 1998 Когда цвели сады (издатель «Мелодия», Россия)
  • 1999 Tanczace Eurydyki (серия «Galeria polskiej piosenki», издатель «Yesterday», 83098815-2)
  • 1999 Zlote przeboje (серия «Platynowa kolekcja», издатель «Point Music», PM 029-2)
  • 1999 Bal u Posejdona (серия «Zlota kolekcja»)
  • 2000 Российская эстрадная музыкальная энциклопедия (Россия)
  • 2000 Последняя встреча (Россия)
  • 2001 Tanczace Eurydyki
  • 2001 Recital piosenek
  • 2001 Czlowieczy los
  • 2001 Wiatr mieszka w dzikich topolach
  • 2001 Domenico Scarlatti, арии из оперы «Tetida in Sciro»
  • 2001 To chyba maj
  • 2001 Pomysl o mnie
  • 2001 Любви негромкие слова (Россия)
  • 2001 Ваши любимые песни (Россия)
  • 2003 Czlowieczy los
  • 2003 Золотой век русской эстрады (Россия)
  • 2003 Посидим, помолчим… (часть 1, издатель «JAM», Россия)
  • 2003 Спасибо тебе, мое сердце (часть 2, издатель «JAM», Россия)
  • 2003 Наш путь (часть 3, издатель «JAM», Россия)
  • 2003 Мы друг для друга (часть 4, издатель «JAM», Россия)
  • 2003 Верь мне, сердце (часть 5, издатель «JAM», Россия)
  • 2003 Наши любимые песни (часть 6, издатель «JAM», Россия)
  • 2004 Zlote przeboje
  • 2006 Анна Герман. Танцующие Эвридики (серия «Имена на все времена», издатель «Монолит-рекордс», Россия)
  • 2006 Анна Герман (серия «Золотая коллекция Ретро», 2CD, издатель «Bomba Music», Россия)
  • 2006 Анна Герман. Романтика (серия «Золотая коллекция Ретро», 2CD, издатель «Bomba Music», Россия)
  • 2008 Золотые неаполитанские шлягеры (издатель «Квадро-Диск», Россия)
  • 2010 Анна Герман. Надежда (серия «Серебряная Мелодия», издатель «Мелодия», Россия)

2_12_German5.jpg (36308 bytes)

Композиторы

2_12_German7.jpg (32601 bytes)

Фильмография

  • 1966 — Морские приключения (пол. Marynarka to meska przygoda) — эпизодическая роль капитана ВМФ Польши и девушки мечты главного героя в исполнении Казика Бруснкевича (реж. Зося Александрович-Дыбовская) — отрывок из фильма — [15]
  • 1970 — Пейзаж после битвы (роль американки) [16] / [17]
  • 1970 — Паром (песни)
  • 1970 — Счастливые острова (пол. Wyspy szczesliwe) (музыкальный фильм, реж. Ян Ласковский) — Анна Герман в качестве композитора и исполнителя своих песен [18], [19]

Концертные выступления и интервью

  • 1970 — Историческое возвращение Анны Герман на сцену впервые после аварии — выступление с песнями «Может быть» (пол. Byc moze) [20] и фрагмент песни «Человеческая судьба» (польск. Czlowieczy los) [21] — на фестивале польской песни в Ополе
  • 1977 — Интервью Анны Герман (на польском языке) на присуждении звания «Варшавянка года» [22]
  • Интервью Анны Герман (на польском языке) [23]
  • 1977 — Анна Герман на заключительном фестивале Песня года [24]
  • Последний концерт Анны Герман 1979 г. в СССР (в Ленинграде) — [25] (аудиозапись концерта)

2_12_German8.jpg (14504 bytes)

Анна Герман в искусстве

  • 1982 — Фильм-концерт «Памяти Анны Герман».
  • Krzysztof Cwynar — Planeta Anna (песня) [26] / [27]
  • 1988 — Анна Герман. Судьба и песни (фильм-концерт, СССР, реж. Н. Примак) [28]
  • 2003 — Аллея Звёзд. Анна Герман (автор и ведущий передачи - Иван Цыбин) [29]
  • 2003 — Анна Герман. Утро на НТВ — гости Збигнев Тухольский-старший и Иван Ильичёв [30] / [31]
  • 2003 — Иван Ильичёв об Анне Герман в телепередаче Что хочет женщина (ведущая - Елена Яковлева) [32] / [33]
  • 2003 — ЦДРИ памяти Анны Герман сюжет [34].
  • 2004 — Анна Герман. Светит незнакомая звезда (документальный фильм, реж. Светлана Осадчук) [35] / [36]
  • 2004 — Пёстрая лента. Анна Герман [37]
  • 2005 — Имена на все времена. Анна Герман. Эхо любви… (фильм-концерт, интервью на русском языке) — [38] / [39]
  • 2005 — Анна Герман. Как уходили кумиры (фрагменты из документального фильма, реж.-пост. Михаил Роговой) [40]
  • 2006 — Неспетая песня Анны Герман (документальный фильм, 2006, реж. Георгий Ананов) [41], [42], [43], [44], [45] / 1 файлом — [46]
  • 15 февраля 2006 — Архимандрит Виктор (Мамонтов) об Анне Герман на радио Латвии [47]
  • 2007 — Анна Герман. И вновь цветут сады (фильм-концерт, реж. Иван Ильичёв) [48]
  • 2007 — Анна Герман. Как уходили кумиры (документальный фильм, реж. Дмитрий Кужаров) [49] / [50]
  • 2007 — Кумиры о кумирах. Ирина Богушевская об Анне Герман [51]
  • 2008 — По волне моей памяти. Анна Герман (документальный проект с Олегом Нестеровым) [52]
  • 2008 — Anna German — Taka milosc [53], [54], [55]
  • 2009 — Анна Герман («Незнакомая звезда») в программе «И снова здравствуйте» [56]
  • Сюжет телеканала Культура об Анне Герман и о пресс-конференции в Польском Культурном Центре [57].
  • Анна Герман. Судьба песни Надежда (песня) [58]
  • 25 июля 2010 — Передача об Анне Герман и Анне Янтар / Anna Jantar (именины) на радио "SLUPCA" (www.radioslupca.pl) [59]
  • 25 августа 2010 — Передача об Анне Герман на радио "SLUPCA" (www.radioslupca.pl) [60]

2_12_German9.jpg (6767 bytes)

Память

2_12_German10.jpg (9932 bytes)

Примечания

  1. ^ Мужчина Анны Герман Збигнев Тухольский больше не женился (рус.). gazeta.ua (2007-03-01). Проверено 30 ноября 2009.

2_12_German13.gif (101570 bytes)

См. также

2_12_German14.jpg (212100 bytes)

Ссылки


2_12_German99.jpg (53816 bytes)

Anna German

( 14.02.1936 года [Ургенч (Узбекская ССР)]- 26.08.1982 года [Варшава]) Польша (Poland)

ЭТО было как наваждение. Водопад слез, набитые битком зрительные залы и песни, которые знал наизусть весь Советский Союз. Имя этому сумасшествию — Анна Герман. Польскую певицу знал почти весь мир, даже Папа Римский Иоанн Павел II обожал ее песни. Но так неистово Анну любили лишь в нашей стране. Недавно в Москве прошел вечер памяти Герман, билеты на который были раскуплены в один миг. Человек двести, которым не хватило билетов, потом брали штурмом Политехнический музей, умоляя их пропустить. Было ощущение, что люди пришли на концерт живой Анны.

2_12_German16.jpg (43630 bytes)


Маме Ирме с дочерью пришлось много скитаться - они жили в Новосибирске, Ташкенте. В Джамбуле, где их застала война, мать Анны вышла замуж во второй раз, но с новым мужем, поляком Германом Бернером, прожила недолго. Он погиб в Белоруссии, сражаясь в рядах польской дивизии имени Костюшко.

В 1946 году Ирма с дочерью получили письмо от боевого товарища мужа, который предположил, что Герману Бернеру, возможно, удалось спастись. Ирма, взяв с собой дочь, отправилась на его поиски в Польшу. Там и остались. Анна пошла в школу. Училась она неплохо. Особенно легко ей давались языки - она хорошо знала голландский, итальянский, английский. Прекрасно рисовала. В школе же начала петь. После окончания школы Анна поступила на факультет геологии Вроцлавского университета. Во Вроцлаве она и познакомилась со своим будущим мужем Паном Збигнев.

Варшавский политехнический университет, где он на кафедре металловедения, направил Збигнева в командировку в город Вроцлав. Это было в апреле или в мае 1960 года. Погода в тот день выдалась невероятно жаркая, и после практики, чтобы скоротать время до поезда, он отправился на городской пляж. Видел - рядом с ним разворачивает плед светловолосая девушка в белой блузке и красной юбке. Збигнев попросил ее присмотреть за вещами, пока будет плавать. Вернувшись, обнаружил, что очаровательная девушка читает книги по геологии. Они разговорились, Збигнев узнал, что Анна учится на геологическом факультете Вроцлавского университета и параллельно выступает в самодеятельном театре «Каламбур». Вскоре ему пришлось бежать на поезд, они обменялись с Анной адресами, и он уехал в Варшаву.

Эта встреча не давала ему покоя, и когда вскоре он снова оказался во Вроцлаве, они с Анечкой встретились. Герман пригласила его домой, где она жила с мамой и бабушкой. Збигнева угощали чаем с очень вкусными пирожками. А потом Анна запела. Впечатление она произвела на мужа, конечно, сразу. Анна несколько лет пела в самодеятельности, делала пародии на джазовых певиц, в частности, на Эллу Фицджеральд. Ее заметили, стали приглашать в популярную в Польше программу «Вечера у микрофона», зачислили в штат Жешувской эстрады.

Позднее, в Кракове, она познакомилась с композитором Ежи Гертом, и он написал для нее первые песни. Но на самом деле впервые Герман выступила перед публикой на свадьбе своей вроцлавской подруги Богуси. Свадьба проходила в костеле на Королевском острове. Анна в сопровождении хора пела «Аве, Мария». Говорят, регент плакал, а пришедшие на свадьбу гости боялись пошевелиться, услышав этот голос неземной красоты.

В 1964 году Анна получила в Сопоте за песню «Танцующие Эвридики» сразу две премии. Она заняла третье место в международном конкурсе и первое - в смотре польской песни. Успех был поистине ошеломительным. Герман поехала с гастролями в Советский Союз, дала более 60 концертов. В Москве она познакомилась с Анной Николаевной Качалиной, музыкальным редактором студии грамзаписи «Мелодия». Благодаря Качалиной она записала на «Мелодии» четыре песни. Они вышли на первой в ее жизни пластинке - миньоне.

С каждым годом дружба между Аней и Качалиной становилась все более тесной. На «Мелодии» их даже прозвали «Аня светленькая» и «Аня темненькая». Анна Николаевна тщательно подбирала для Анны русскоязычный репертуар, знакомила ее с советскими авторами, помогала ей работать в студии. Позже Герман записала в Москве большую пластинку, а в Польше на тот момент у нее не было ни одной изданной записи, кроме «Эвридик». В Польше у Анны не оказалось такого верного помощника, как Качалина. И вообще, первая ее польская пластинка давалась с трудом. Анна тогда болела, и все хотела оттянуть ее выход. Но была связана договором с фирмой Polskie nagrania. Анна осталась не очень довольна своей первой польской пластинкой.

Она была очень честным человеком, я ей во всем доверял. Кроме того, Герман была очень привязана к дому, любила готовить, по хозяйству что-то делать. Они с мужем долго не могли обзавестись постоянным жильем, и когда наконец-то приобрели дом недалеко от центра Варшавы, на Жолибоже, Анна была безмерно счастлива. Несмотря на то, что дом был в непригодном для жизни состоянии - не было пола, в стенах зияли дыры, двери не закрывались. Герман вместе с мужем заделывала эти дырки, красила стены, двигала шкафы, забивала гвозди. Этот дом она называла «Дворец Солнца и Счастья». В Польше не оказалось певицы, которая была бы столь же популярна в СССР, как Анна.

Между тем каждый год в Союзе проводились дни польской культуры, в рамках которых помимо Герман выступали и другие польские звезды. Они, конечно, видели, какой прием оказывали ей советские зрители. В Польше Анну Герман многие считали русской певицей. Ее манера исполнения была непохожа на ту, что была популярна на польской эстраде. Да она никогда и не стремилась быть модной. Хотя люди в Польше до сих пор любят ее песни, газеты, и журналы старательно игнорируют все, что с ней связано, даже юбилейные даты, услышать голос Анны Герман в Польше теперь почти невозможно.

В 1967 году Анна поехала в Италию по контракту. Хотела заработать денег на квартиру для мамы и бабушки. Но поездка обернулась для нее трагедией. Сначала все было как в сказке: Герман стала первой певицей из соцстран, которая участвовала в фестивале в Сан-Ремо. Ей, одной из немногих, посчастливилось петь в концертах вместе с Доменико Модуньо, Шер, Адриано Челентано, Далидой, Конни Френсис и другими европейскими суперзнаменитостями. Из Анны стали делать новомодную, «славянской внешности», звезду. Были записаны несколько пластинок, сняты клипы, она десятками давала пресс-конференции и интервью. Итальянские газеты в 1967 году пестрели фотографиями Анны Герман на первых полосах. Она получила премию Oscar della sympatia.

В 1967 году в музыкальной жизни Италии было две сенсации: самоубийство любовника Далиды, Луиджи Тенко, и успех Анны Герман. Но судьбе было угодно, чтобы 27 августа по дороге из Форли в Милан произошла страшная автомобильная катастрофа. Герман вместе со своим импресарио Ренато возвращались после концерта, оба уставшие, и Ренато уснул за рулем. Они мчались на скорости 160 километров в час, и на повороте машину занесло в кювет. Ренато, прижатый к рулю, отделался испугом и ушибами, а Анну выбросило через лобовое стекло метров на 20. Она упала на камни. Разбитый «фиат» полиция обнаружила только утром. Ренато увезли в больницу, а о том, что Анна была с ним, в тот момент никто и не догадывался - слишком далеко ее отбросило. За ней приезжали еще раз. Долго не могли установить личность - настолько сильными были травмы. Збигневу и пани Ирме, маме Анны, сообщили о катастрофе в тот же день и сразу же дали разрешение на въезд в Италию, чтобы они были рядом с Аней.

Некоторое время ее лечили в разных итальянских клиниках, а примерно через три месяца разрешили улететь в Польшу. У Анны было переломано все: руки, ноги, позвоночник, были травмы головы... Надежда, что она выживет, была очень слабой. Но все были уверены, что Герман справится. У нее была потрясающая жажда жизни. Гипс, в который она была закована с головы до пят, сняли через несколько месяцев после аварии. Самым сложным было восстановить психическое состояние, память и заново научиться ходить. Каждый шаг ей давался с огромным трудом. Дома был установлен специальный аппарат, который помогал ей с каждым днем преодолевать неподвижность. Занятия на нем вызывали у нее адские, невыносимые боли, но она терпела.

А еще все это время Анна писала очень ироничную книгу воспоминаний об Италии «Вернись в Сорренто?», сочиняла музыку на стихи польских поэтов, обдумывала новую программу. На сцену она вернулась с программой «Человеческая судьба», ее авторское сочинение как композитора на слова Алины Новак. У Герман был целый цикл песен философского содержания.

Анна вернулась на сцену в 1970 году. Это было в Варшаве, во Дворце науки и культуры. Был концерт, посвященный освобождению Варшавы. Когда Анна вышла на сцену, все зрители в едином порыве встали и 40 минут стоя аплодировали. Только потом вступил оркестр и Анна запела... После болезни Герман делала на польском радио передачи для детей о физике.

А когда родился Збышек, Анна написала для него сказку о птицах. Сказка, правда, получилась грустная, но очень философская. Философии вообще было много в ее творчестве. Не случайно она сочинила цикл песен на стихи иранского поэта Ахмата Шамлу. Она писала музыку и к сонетам Горация, к произведениям Сапфо. А еще Герман любила выступать в концертах в качестве конферансье, сама писала конферанс. И делала это с огромным чувством юмора. На ее собственных концертах всегда было очень весело. И хотя Анна старалась петь больше веселых, жизнерадостных песен, люди всегда слышали в ее голосе грусть. Анна очень хотела ребенка, мечтала после себя оставить на земле след, хотела посвятить свою жизнь сыну.

Збышек родился в ноябре 1975 года. Концерты были прерваны. Сынок родился крупный, весь в родителей. Он очень любил покушать, и Герман, бывало, до середины ночи возилась на кухне, готовила ему что-нибудь вкусное и только потом шла спать. А в шесть утра Збышек ее уже будил. Когда родился сын, они с мужем оборудовали подвал, чтобы Анна могла репетировать, не мешая ребенку спать. Сделали там камин, поставили кресла, диван. Получилась музыкальная гостиная. Аня любила гостей.

Ей нравилась восточная кухня, чеснок, приправы, зелень. Запросто могла, есть чеснок с белым хлебом или делала бутерброды с маслом и чесноком. Любила вареную картошку с селедкой, соленые огурцы, пирожки с капустой и черный чай с лимоном. Алкогольные напитки она не употребляла. Если гости просили, она садилась за пианино и пела. Ее не надо было уговаривать. Но если кто-то позволял себе в этот момент разговаривать, она бросала такой полный обиды взгляд, что после все разговоры сразу же прекращались.

Она никогда не показывала, что плохо себя чувствует, хотя проблемы со здоровьем у нее были серьезные. Чтобы скрыть слезы боли, Анна иногда выступала в темных очках. Она не могла выдержать полностью сольный концерт, с ней всегда ездили польские артисты, во время выступлений которых Герман могла отдохнуть за кулисами. В концерте она пела 12-15 песен, потом - сразу в номер! Она не ходила на банкеты, на актерские междусобойчики. Видя ее ошеломительный успех, местные администраторы предлагали ей по два-три концерта в день, но она отказывалась. С каждым годом болезнь обострялась, и выходить на сцену становилось все труднее.

Когда в 1980 году она пела в Москве в «Лужниках» в программе «Мелодии друзей», у нее прямо на сцене случилось обострение тромбофлебита. Допев песню, она не могла сдвинуться с места, а зрители аплодировали, решив, что она сейчас еще споет. Из «Лужников» ее отвезли в больницу, где поставили страшный диагноз неизлечимой болезни. И, тем не менее, она после этого случая полетела в Австралию. Улетая, она говорила, что надеется на лучшее, что все образуется. Но в Австралии ее болезнь обострилась, гастроли были прерваны. Она продолжала лечение дома.

Весной 1982 года, за полгода до смерти, она попросила Збигнева принести Библию на немецком языке, доставшуюся ей от бабушки. Две недели читала ее, не вставая с постели, а потом позвала и сказала: «Збышек, мне был знак. Я должна креститься». В мае 1982 года она приняла крещение в веру христиан-адвентистов седьмого дня - это была вера ее бабушки. Говорила, что если поправится, то никогда не выйдет на сцену, а будет петь в храме, для Бога.

Она тогда написала музыку к псалмам Давида, к гимну Любви и молитве «Отче наш». Перед смертью ее положили в военный госпиталь, где в то время работали очень хорошие врачи. Когда Збигнев последний раз ее видел, Герман сказала: «Мне не трудно уйти». Это были ее последние слова.

Она умерла поздно вечером 25 августа 1982 года в Варшаве. Похоронили Анну на варшавском евангелическом кладбище на улице Житной. Тысячи варшавян пришли проститься с Герман. Для всех ее уход был внезапен. Никто не хотел в это поверить. Какая-то давящая тишина стояла в тот день над городом. http://www.peoples.ru/art/music/stage/german/

2_12_German11.jpg (29875 bytes)

2_12_German12.gif (60780 bytes)
14 ФЕВРАЛЯ Анне Герман исполнилось бы 70 лет (2006). Певица с ангельским голосом родилась в День влюблённых, пела о любви, сама любила и была любимой. У поклонников, пытавшихся покорить сердце белокурой красавицы, не было никаких шансов на взаимность. Потому что Анна всю жизнь любила только одного мужчину — своего Збышека.

Статья: Единственная любовь Анны Герман

— В МАЕ 1960 года в Польше стояла жара, и я пошёл на пляж, чтобы искупаться, — вспоминает сегодня 75-летний Збигнев Тихольский о своей первой встрече с Анной. — Я тогда работал в Варшавском политехническом институте на кафедре металловедения, а во Вроцлав приехал в командировку. До поезда оставалось какое-то время, поэтому перед отъездом решил поплавать. На пляже было немного людей, но оставлять вещи и документы без присмотра всё равно опасался. Вижу — рядом со мной разворачивает плед очаровательная светловолосая девушка в белой блузке и красной юбке, садится и начинает читать книжку (это был учебник по геологии, она готовилась к сессии в университете). Аня почему-то сразу вызвала у меня доверие, и я попросил ее посторожить мои вещи. Искупался, а потом мы разговорились…

Не знаю, что это было — любовь с первого взгляда или симпатия, но мы обменялись телефонами и расстались. Писали друг другу открытки, созванивались. А когда я второй раз приехал во Вроцлав, Аня пригласила меня в гости и познакомила со своей семьей — мамой и бабушкой. Помню, бабушка напекла очень вкусных пирогов и рассказала, что внучка очень хорошо поёт. По моей просьбе Анечка спела прямо за столом, без музыкального сопровождения. Я — инженер, моя жизнь не была тогда связана с музыкой, но, когда услышал её такой проникновенный и чувственный голос, понял, какой талант ей подарил Господь.

Русская немка

ОНИ были молодой, красивой и в прямом смысле возвышающейся над окружающими парой: рост девушки — 184 см, юноши — 186 см. Жили в разных городах: он — в Варшаве со своими родителями, она — во Вроцлаве с мамой и бабушкой. Но постоянно созванивались и часто приезжали друг к другу в гости.

Не сразу, но Аня рассказала любимому историю своей семьи. О том, что на самом деле её предки два века назад приехали из Германии и Голландии в Россию. Что жили на Кубани и вели хозяйство, пока в начале ХХ века их не раскулачили и не сослали в Среднюю Азию. Поэтому дочь немца родилась в узбекском городке Ургенч.

Аня не помнила своего отца: ей было всего два года, когда его арестовали, отправили в лагерь и расстреляли. Та же участь постигла и многих других родственников. Чтобы выжить, мама Ирма и бабушка вместе с маленькой девочкой на руках переезжали из одного среднеазиатского города в другой. А потом Ирма заключила фиктивный брак с поляком и взяла его фамилию Бернер (по иронии судьбы его звали Герман Бернер). Так они стали «польками».

«Вы всегда можете поехать к моим родственникам в Польшу, они обязательно помогут», — сказал Бернер перед тем, как уйти на фронт, и дал Ирме адрес в польском городке Новая Соль. С войны он не вернулся, и в 1946 году две женщины и 10-летняя девочка поехали в далёкую и неизвестную Польшу. Людям с немецкими корнями оставаться в Союзе было опасно.

Родственников Бернера они не нашли. И три несчастные дамы стали сами устраиваться на новом месте. Они говорили по-русски и по-немецки, а теперь им ещё пришлось выучить и польский. Аня так хорошо его освоила, что позже поляки даже не догадывались о том, что это неродной язык девушки.

Благодаря помощи одной сердобольной полячки семья поселилась в восьмиметровой комнатке в общежитии, а Ирма устроилась на работу в прачечную. Маленькая Аня хорошо пела и рисовала, но денег на частные уроки или музыкальную школу, чтобы развивать таланты девочки, у семьи не было. После школы девушка подала документы на отделение живописи при вроцлавской Высшей школе искусств, но после уговоров мамы и бабушки решила всё-таки забрать их обратно, чтобы получить более перспективную в будущем специальность. И поступила на геологический факультет Вроцлавского университета.

Ей нравились естественные науки, летние полевые практики по сбору проб земли, вечерние посиделки у костра с песнями под гитару. Один из профессоров сказал, что её дипломная работа по геологии по уровню не уступает кандидатской диссертации и ей стоит задуматься о научной карьере. Но к моменту окончания университета Аня уже поняла, что её судьба — пение.

«Меня зовут Федя, я тебя люблю»

Первая пластинка вышла не в Польше, а в СССР в 1967 г.ПЕЛА она всегда: дома, в школе, в университете. В студенческом театре «Каламбур» Герман стала самой яркой звёздочкой, и её однокурсница Янечка Вильк решила помочь подруге. Отправилась в дирекцию Вроцлавской эстрады, где так расхвалила талант Ани, что юную самодеятельную певицу пригласили на худсовет. А услышав, как Герман поёт, сразу взяли на работу и включили в новую концертную программу.

В какой-то момент девушка решила попробовать себя в опере и пришла за советом к профессору консерватории. «Данные отличные, — сказал он, — из вас получилась бы прекрасная певица. Но где вы видели оперную диву под два метра ростом? Да рядом с вами ни один приличный тенор не встанет. Единственное, что вы могли бы петь, — лежачая партия умирающей Мими из оперы «Богема».

Збигнев поддерживал Анну в желании заняться любимым делом. У него была машина, и, как только выпадало свободное время, он сам возил её на выступления по Польше.

Збигнев по-прежнему работал в политехе инженером, исследовал металлы, а его любимая становилась всё более и более популярной и гастролировала уже не только в Польше, но и в Италии, Советском Союзе.

«Збигнев, вы не ревновали Анну к окружавшим её мужчинам, успеху, известности?» — рискнула спросить я сегодня у мужа певицы. «Я знал, что Аня многим нравится, но при этом всегда был спокоен, — ответил он. — Она никогда не давала поводов для ревности.

Когда я услышал её первый раз, сразу понял, что этот талант не может принадлежать мне одному. И не имел никакого права не разрешать ездить на гастроли или, что самое ужасное, запрещать петь. Помню, как-то ей пришло письмо из СССР: «Аннушка, меня зовут Федя, я очень тебя люблю и готов жениться. Только не знаю польского языка, пришли мне, пожалуйста, разговорник». Я предложил: «Анечка, вышли словарик, пусть человек учит язык, если ему так хочется».

«Ренато задремал за рулем»

ПЕРВЫЙ раз Анна Герман приехала в СССР в 1964 году. И здесь у неё появились не только миллионы почитателей, но и близкие друзья. Она дружила с семьёй актрисы Людмилы Ивановой, с писательницей Анастасией Цветаевой и филологом Виктором Мамонтовым (теперь отец Виктор служит в латвийской церкви). Но самой близкой подругой певицы стала Анна Качалина — редактор эстрадного отдела Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». Их так и называли: «Аня чёрненькая» и «Аня беленькая».

«Проходите на кухню, сейчас чайку попьём, — поприветствовала меня уже совсем седая Аня чёрненькая. — Ой, а вы сели на стул, на котором Аня любила сидеть. Я сейчас фотографию покажу, мы с ней как-то здесь сфотографировались. Вот она», — и Анна Николаевна достала чёрно-белую фотокарточку, на которой Анна Герман действительно сидела на «моей» табуретке.

«Я познакомилась с Анечкой, когда отбирала песни для пластинки «Гости Москвы 1964 года», — вспоминает Анна Качалина. — Русского репертуара у неё тогда не было, она исполняла польские и итальянские песни. Одну из песен Ани я включила в сборную пластинку, а четыре записала на отдельной. Это была первая пластинка в жизни Анны Герман, и она ею очень дорожила. На Новый год она прислала мне поздравительную открытку, с этого началась наша переписка, а потом и дружба. Как-то я была на выставке в Варшаве, она пришла ко мне. «Пойдем, — говорит, — я тебя со своим женихом познакомлю». Мы вышли на улицу, а там у машины стоял её любимый Збигнев.

Не все иностранные исполнители с радостью записывались на «Мелодии». Во-первых, платили у нас сущие гроши, а во-вторых, делать это приходилось урывками во время гастролей. Но Аня никогда не была меркантильным человеком.

Помню, в своем письме из Донецка она написала, что получила «суточные», купила на них бутылку ряженки, три булочки и машинку для сына. А теперь не знает, как прожить три дня на этой ряженке и пирожках. Но представить себе, чтобы Аня поскандалила или устроила истерику по какому-то поводу, просто невозможно. Это не в её характере. На гастролях у неё могло быть одно пожелание: если кровати в гостинице оказывались короткими, она просила поставить две вместе, чтобы можно было лечь по диагонали.

Успех в Польше и в СССР не принес её семье больших денег. Но Анне очень хотелось купить маме с бабушкой квартиру. Она говорила, что они столько намыкались по миру и повидали горя, что заслужили возможность пожить в человеческих условиях.

В Италии певица работала манекенщицейВ 1967 году Аня заключила 3-летний контракт с итальянской звукозаписывающей компанией и поехала на гастроли. В Италии были совершенно кабальные условия. Ей приходилось не только выступать, но и заниматься вещами, которые были необходимы, как сейчас говорят, для раскрутки. Она демонстрировала одежду в домах моды, выступала на телевидении, снималась для обложек журналов. Потом записала альбом и отправилась с концертами по стране. Из города в город они с Ренато (продюсером и водителем в одном лице) добирались по ночам. Однажды на сложной горной дороге по пути в Милан Ренато задремал за рулём…».

«Внезапно нас несколько раз подбросило, затем наступила тьма и тишина, — спустя несколько лет напишет Анна в своей книге. — Утром нашу машину заметил водитель грузовика. Машина была разбита вдребезги, и лишь красный цвет кузова напоминал о её былой элегантности. Ренато из машины не вылетел, а я оказалась далеко от останков «Фиата», отброшенная страшной силой. Вызвали полицию. Нас привезли в больницу».

14 дней без сознания

ЗБИГНЕВ с Ирмой тут же примчались в Италию. Аня не видела и не слышала их — 14 дней она пролежала без сознания, вся от ног до шеи закованная в гипс. У неё были очень сложные переломы ног и рук, повреждены позвоночник, внутренние органы. А близкие сидели у кровати и ждали её пробуждения.

Гипс, сковывающий всё тело, певица называла «фирменным итальянским нарядом» (с мамой Ирмой) «Мы пережили несколько операций, меняли клиники, и только через три месяца поехали домой, в Польшу, — говорит Збигнев. — Аня была в гипсе (она называла его «фирменным итальянским нарядом»), поэтому в самолёте оборудовали место под каталку. А когда уже ехали на «скорой» по Варшаве, Аня пошутила над польскими дорогами: «Да, это не итальянская дорога, по которой едешь и не поймешь, едешь ты или стоишь». Ей было очень больно от каждого толчка машины».

Из Варшавского реабилитационного центра Збигнев привёз Аню к себе домой. Он уже жил отдельно от родителей в маленькой однокомнатной квартирке. Из больницы приходили врачи и массажисты, но все основные заботы взял на себя любящий мужчина.

Прошло много лет, но Збигнев до сих пор не может говорить о том, как они выбирались с Анной из той страшной катастрофы. А на вопрос: «Где вы находили силы?», отвечает: «Я оптимист и верю в Господа Бога».

Только близкие люди знают, как он ухаживал за своей любимой Анечкой, как три долгих года пытался вернуть её к жизни. Свободный от брачных уз молодой учёный стал сиделкой у постели Анны Герман. Он протянул в единственной комнате канат, держась за который она делала свои первые шаги. А по ночам, когда на улице становилось темно, они тихонечко шли к Висле, шумевшей в ста метрах от дома, и там тренировались.

«А знаете, каким было мое самое горячее желание, когда я лежала в гипсе по самые уши? Помыть пол, — признавалась Герман в одном из своих интервью сразу после реабилитации. — Чтобы самой встать, взять тряпку в руки и вымыть пол! Я ещё не могла ходить, а только сидела. Попросила Збышека дать мне воду с тряпкой, начала мыть, насколько хватало сил, и была счастлива. Вот, оказывается, как немного иногда надо человеку для счастья…»

Свадьбу Збигнев и Анна сыграли через 12 лет после знакомстваОднажды Збигнев пришёл домой и сказал: «Знаешь, Анечка, я должен сообщить тебе одну новость. Я женюсь». В её глазах застыл ужас… «На тебе», — продолжил мужчина.

Свадьбу они сыграли 23 марта 1972 года тихо, пригласив на торжество только самых близких.

Надежда

КОГДА певица ещё выздоравливала, ее московская подруга Анна Качалина предложила Александре Пахмутовой и Николаю Добронравову отправить в Варшаву несколько новых песен. Герман выбрала «Надежду».

Александра Пахмутова подарила Анне «Надежду»И вернулась на большую сцену… А осенью 1975 года опять исчезла на два с лишним года, посвятив себя ребёнку, Збышеку-младшему, которого называла своим любимым Воробышком. Врачи отговаривали её рожать в 38 лет, да ещё после столь сложной аварии. Но она никого не стала слушать.

Когда я спросила Збигнева о том, какой период был самым счастливым в их совместной жизни с Анной, он ответил: «Когда родился Збышек. Ребёнок рос, радовал нас, Анечка чувствовала себя хорошо. Я обожал, когда она устраивала домашние концерты. Но поверьте, моя жена не была зациклена только на пении. Я очень любил, как она готовила свое фирменное блюдо — овощной плов с чесноком и большим количеством специй. Анечка была замечательной хозяйкой и очень разносторонне развитым человеком. Мало кто знает, но одно время она вела радиопрограмму для детей о физике, доступным языком рассказывая им о законах и явлениях. Я поражался, насколько легко она находила общий язык и с министрами, и с моими друзьями-учёными, и с нашим молочником. Всё у нас было замечательно. И мы думали, что так будет всегда…»

Опухоль

«Это был самый счастливый период в нашей жизни. Мы думали, так будет всегда», — говорит муж певицыНО СПУСТЯ несколько лет Анна вновь заболела…

«В 1980 году она приехала на гастроли в Союз уже совсем больной, — говорит Анна Качалина, еле сдерживая слёзы. — Её нога сильно опухла, и Аня не могла на неё наступить.

Она думала, что это последствия старой травмы, полученной в аварии. Врачей Аня избегала, все мои уговоры показаться московским специалистам тут же отвергала. Но Милочке Ивановой как-то удалось убедить её сходить на консультацию. Медсестрички чуть ли не аплодисментами встретили Аню. Врач посмотрел и предложил пройти обследование — сделать рентген, УЗИ. Она категорически отказалась.

Но, когда вернулась в Варшаву, сразу легла в клинику. Сначала там решили, что это воспаление вен из-за травм после аварии. А потом оказалось, что всему виной разросшаяся раковая опухоль, которая давит на кровеносные сосуды. Но Аня никогда ни в телефонных разговорах, ни в письмах не произносила слово «рак».

Мне кажется, она ещё стала жертвой деятельности «Солидарности» в Варшаве. В начале 80-х годов на улицах были беспорядки, магазины работали плохо. Аня как-то сказала по телефону: «У нас в магазинах один уксус», а в одном из писем написала: «Сейчас два часа ночи. Я тебе пишу, а у меня варится картошка. Збышек принёс сегодня два килограмма».

Герман не только пела. Она написала детскую сказку, а на радио вела программу о физикеМы находили любую возможность передать ей из Москвы лекарства, послать маленькому Збышеку овсяное печенье, которое он очень любил. И знаете, никто не верил, что Герман нуждается в помощи. «Да ладно вам! Такая звезда, а вы ей лекарства покупаете!» — удивлялись в Москве. А ведь Збигнев, чтобы ухаживать за Аней, ушёл с работы. На нём был пятилетний ребёнок и пожилая тёща. Да ещё в стране была такая сложная политическая обстановка. У нас подобное случилось на 10 лет позже.

Хорошо ещё, Аня получала качественную медицинскую помощь. Она когда-то выступала вместе с Войском польским, и её устроили в лучший военный госпиталь страны. Две недели она лежала в клинике, две недели дома. Как-то написала: «Ты знаешь, я за этот год перенесла восемь наркозов». Но операции не спасли нашу Анечку. А ведь ей было всего 46 лет…»

Два Збышека

СЕГОДНЯ два любимых Збышека Анны Герман, большой и маленький, живут в доме недалеко от центра Варшавы. Вместе с ними и 97-летняя мама певицы.

Все эти годы у Збигнева не было близкой подруги, он так и не женился. Почему? «Это очень сложный вопрос, — ответил он мне. — Разве мог кто-то заменить Аню?! Да у меня и времени на знакомства никогда не было. Сначала сына воспитывал, теперь вот у бабушки ноги совсем плохо ходят, за хозяйством надо следить. Некогда мне».

Первое время после смерти Анны муж не слушал её песни и спрятал подальше портреты любимой — было слишком больно. Сейчас, наоборот, его часто можно застать за прослушиванием её пластинок. В их с Анной комнате всё осталось по-прежнему. Но это только его территория, он не пускает туда посторонних.

Она ему пела: «Спи, мой сыночек», а он просил: «Нет, мама, ты мне лучше про трактор спой»А маленький Воробышек Анны Герман вырос в настоящего богатыря 206 см ростом. Збигневу 30 лет, он учится на двух факультетах — документоведения и богословском. Хорошо поёт, но делает это только в присутствии близких. А главное увлечение сына Анны Герман — история паровозов. Он пишет книги о старинных локомотивах и считается одним из лучших в Польше специалистов по их ремонту. Причём любовь к технике у Збигнева-младшего проявилась в самом детстве. Мама пела ему колыбельную «Спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной», а он её прерывал и просил: «Нет, мама, ты мне лучше про трактор спой».

В Польше Герман забыли

«К СОЖАЛЕНИЮ, в Польше Анну Герман почти забыли, — говорит президент международного клуба поклонников певицы Иван Ильичёв. — Я лично опросил людей в центре Варшавы, и из ста человек только один знал, кто такая Анна Герман.

Наверное, это объясняется тем, что она была популярна в Польше до отъезда в Италию. После аварии от неё ждали таких же весёлых песен, а она выбирала грустные мелодии, стала скромно одеваться. Носила свободные шерстяные платья с открытым горлом, потому что обтягивающие вещи напоминали ей гипс. Польша не простила ей успеха в СССР. Kоллеги с издёвкой говорили в спину: «О, наша Анэчка пошла!»

В Польше Анну Герман почти забылиКогда Збигнев первый раз в 2001 году приехал в Москву и увидел, при каких аншлагах проходят вечера памяти Анны Герман, то очень удивился. И стал понемногу оттаивать, возвращаться к прошлому. Нашёл в доме детскую сказку, которую Аня написала для своего сыночка, уже будучи смертельно больной. Это очень трогательная история о больной птичке, за которой ухаживает любящий муж и у которой есть маленький птенец.

Збигнев только недавно рассказал о том, как перед смертью Анна пришла к вере. Когда она уже совсем плохо себя чувствовала, попросила: «Збышек, принеси мне Библию». Две недели читала её, отрываясь лишь на сон и еду. А потом сказала: «У меня был знак, я должна креститься». И приняла крещение. Написала музыку на псалмы Давида и записала их на домашний магнитофон. Это были её последние записи».


2_12_German15.jpg (163465 bytes)

Статья: Незнакомая звезда Анна Герман

ПАЛАТА для умирающих в Милане. 12 дней без сознания. Тело от шеи до пяток — в гипсе. В бреду Анна зовет мать, которая держит ее за руку. Врачи говорят: «Если и выживет, лечение будет долгим и трудным»…

Тогда, в 1969 году, только и говорили о том, что Анна попала в страшную автокатастрофу. Но подробности этой трагедии не обнародовались. Как и вообще почти ничего не было известно о жизни Герман. Рассказать об Анне мы попросили ее мужа Збигнева Тухольского.

Аня родилась в узбекском городке Ургенч. Но она не была русской, как думали многие. По материнской линии Анна являлась голландкой из знатного древнего рода. Ее полное имя: Анна-Виктория. А свою фамилию она получила от отчима-поляка, с которым у ее матери был фиктивный брак ради эмиграции в Польшу, подальше от войны.

В СССР Анну узнали после того, как на студии грамзаписи «Мелодия» вышел ее первый диск.

Герман долго не могла найти мужчину под свой рост в метр восемьдесят. Так было до тех пор, пока она не познакомилась с симпатичным двухметровым парнем. Им оказался Збигнев. Простой инженер, он 10 лет не решался позвать Анну замуж.

Однажды ей поступило предложение из Италии подписать контракт на три года ее выступлений только в этой стране. Анна любила итальянскую музыку, знала этот язык в совершенстве. Но главное — ей давно хотелось купить квартиру маме. А итальянцы сулили неплохие деньги…

Анна не подозревала, что импресарио будут использовать ее в своих целях. С утра ее возили по домам моды, где она демонстрировала наряды, прибавляя популярности их хозяевам, подолгу фотографировалась для глянцевых журналов, а вечером пела. И так — каждый день в течение года.

Анну, которую знали как блондинку, предпочитающую длинные платья, продюсеры в Италии превращали в роковую брюнетку, надевая на нее черные парики и мини-юбки. «Меня мучили, эксплуатируя, как в Средневековье, — писала Анна в письмах, — но я шла на это, потому что мне нужны были средства». Она все же купила тогда жилье маме. А себе — не успела.

 

2_12_German18.jpg (20451 bytes)

Катастрофа

НЕБОЛЬШОЙ спортивный «Фиат», на котором Анна возвращалась ночью с выступления из итальянского городка Форли, мчался на скорости 160 км/ч. За рулем сидел аккомпаниатор, который заснул. Машину внезапно снесло в кювет и несколько раз перевернуло. Анна сидела на переднем сиденье, и при первом же ударе «Фиата» о землю ее выбросило через лобовое стекло. Она пролетела около десяти метров вперед и упала на крупные камни. Помощь пришла через несколько часов.

Травмы практически не оставляли шансов на спасение: у Анны были повреждены череп, позвоночник, сломаны руки и ноги. Почти год после трагедии Анна пролежала, не двигаясь. Пять месяцев в гипсе и потом столько же — без него. Но самым ужасным для нее была потеря памяти. Она не помнила ни одной песни! И очень долго вообще не разговаривала. А потом начала что-то напевать — понемногу, еле слышно. Анна восстанавливалась с помощью специальных упражнений, но это давалось нелегко. Именно тогда она стала сочинять собственные мелодии и еще сильнее верить в Бога. По ночам, чтобы никто не видел ее беспомощности, муж сажал ее в машину и вез на окраину Варшавы, где на берегу реки она училась вновь ходить.

На сцену она вышла через три года после аварии. Первое ее выступление состоялось в Польском оперном театре. И уже вскоре приехала в Советский Союз. Здесь ее встречали как посланника мира — с транспарантами: «Мы любим тебя, Анна!» За билетами на ее концерты выстраивались километровые очереди. И она рыдала вместе с людьми, пела им о любви, чувствуя себя счастливой.

Анна решилась родить ребенка спустя почти семь лет после аварии. Это был большой риск, учитывая состояние ее здоровья и возраст: 39 лет. Через три месяца после рождения сына певица вышла на сцену. Сейчас Збигневу-младшему — 25 лет. Он вымахал ростом более двух метров, очень похож на свою знаменитую мать.

90-летняя мама Анны, Ирма, живет вместе с зятем и внуком. Она плохо видит, но еще передвигается и до сих пор слушает пластинки, на которых поет ее Аня.

Богатство

ПРИ таком голосе и умении «петь душой» Анна должна была купаться в роскоши. Гастроли по всему миру, успех. Но певица нуждалась почти до последнего. Ее личные гонорары составляли лишь малую часть того, что получали иностранные продюсеры от ее выступлений. А в советском «шоу-бизнесе» исполнителю платили гроши. За свою жизнь она успела подписать лишь два контракта, суливших ей прибыль, — с Италией и, незадолго до смерти, с Австралией.

Анна и не стремилась к деньгам. В Союз она любила приезжать, просто чтобы петь и общаться с друзьями. Были, наверное, среди советских эстрадных певцов те, кто завидовал ее успеху. Хотя, например, с Аллой Пугачевой они друг друга уважали. Анна говорила: «Она такая яркая, так заводит зал! Я бы не смогла, как она». А Иосиф Кобзон спустя годы признается, что страшно завидовал тогда популярности песни «Надежда», так как поначалу петь ее предложили ему, но он отказался.

Как-то, будучи на очередных гастролях в Москве, Анна записала на студии «Аве Мария» — акустический вариант. И отправила его в подарок Папе Римскому. Это было сделано специально, так как Иоанн Павел II в то время (а может, и сейчас) любил песни Анны. Факт их личной дружбы почти никому не был известен.

«Секс-бомба»

ЕЕ НАЗЫВАЛИ ангелом. От Анны шли мощные флюиды чувственности, которые нельзя было не заметить. Высокая, красивая — мечта любого мужчины! Сейчас бы пресса назвала ее секс-символом. В Союзе такие слова не произносились. В Италии же, когда она появлялась на улице, вслед неслось: «Вау! Секс-бомба!» Анна любила над этим подшучивать. Но какая она была на самом деле?

Герман была открытой для всех. Легко шла на контакт, не терпела фальши, очень чутко реагировала на несправедливость. Но при всей мягкости была сильной натурой, способной идти вперед, не сдаваясь.

Любила наряды неярких расцветок. Свою одежду она шила сама. Рост доставлял ей немало хлопот. Обувь ей шили по спецзаказу из-за большого размера ноги. А в советских гостиницах для нее обязательно сдвигались две кровати, чтобы она могла лежать по диагонали. Она предпочитала хорошую косметику и французские духи «Антилопа». К еде Анна относилась просто. Варила каши, борщи. Почти не ела мясо, обожала рыбу. А в гостях в Москве очень любила, чтобы на столе были картошка и селедка с луком. Она никогда не курила, из алкоголя иногда позволяла бокал шампанского.

В памяти многих певица осталась немного меланхоличной. И лишь самые близкие знали, что у Анны — натура комедианта. Она постоянно развлекала домашних розыгрышами. Даже когда тяжело болела.

Последний год своей жизни Анна чувствовала, что с ней творится неладное, но старалась не зацикливаться на ощущениях. После аварии у нее постоянно что-то болело. Когда Анна выступала, никто из зрителей не мог даже догадаться, что улыбающаяся, жизнерадостная артистка за кулисами едва не падает в обморок от болей. Но убийцей Анны стала раковая опухоль, которую обнаружили в Москве. Анна знала об этом, но долго не сдавалась. Одержимо записывала песни, ездила на гастроли, сочиняла песни. Перед смертью приняла крещение, обратившись в веру адвентистов седьмого дня. В самые последние дни, уже не имея сил встать, лежа напела на магнитофон несколько псалмов.

Она отгоняла от себя страх. Отчаяние вызывала лишь одна мысль: «Неужели я больше никогда не смогу петь?!». Анна тихо умерла во сне 26 августа 1982 года. Ее похоронили в Варшаве. http://www.peoples.ru/art/music/stage/german/history3.html


2_12_German22.jpg (66645 bytes)

Президиум Совета по общественным наградам Российской Федерации* посмертно наградил Анну Герман орденом «ЧЕСТИ» первой степени за выдающиеся заслуги перед Отечеством. «За популяризацию русского языка и за бесценный вклад в развитие песенной культуры России; за активное участие в развитии дружбы и тесных культурных связей между народами бывшего Советского Союза и Польской Народной Республики!» – так гласит это решение, которое принято по ходатайству редакции федерального журнала «СЕНАТОР». Примечательно, что данное решение принято в «ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА» в России.

За четверть века после смерти Анны Герман вокруг её имени накопилось множество неверной и поверхностной информации. О ней ходят всякого рода легенды и небылицы, которые искажают реальную картину её жизни и творчества. Поэтому мы решили в связи с посмертным награждением Певицы разобраться в этом вопросе и выяснить – кто она по происхождению. Благодаря активному содействию, оказанное нам со стороны членов семьи Анны Герман, и многочисленным источникам данных о Певице мы сумели собрать воедино огромное количество информации и провести её тщательный анализ. В результате изученных материалов и малоизвестных биографических данных нам удалось по-новому взглянуть на Анну Герман и рассмотреть генеалогическое дерево рода самих Г е р м а н о в.

Род Германов переселился на Украину из Германии. В 1819 году прапрадед Анны Герман основал село Нойхоффунг – неподалеку от города Бердянска, расположенного на берегу Азовского моря. Там же родился и дед Анны Герман – Фридрих Герман (нем. Hormann), который учился в Польше, входившей тогда в состав Российской Империи. Науку проповедника он осваивал в баптистско-евангелистской семинарии города Лодзь, где в 1910 году у него родился сын Ойген (Евгений) Герман – отец Анны Герман. Запись об этом до сих пор хранится в одной из лодзинских церквей.

После учебы семья Фридриха Германа вернулась на Украину с девятью сыновьями и дочерьми.

В годы коллективизации (1929 г.) Фридрих Герман был арестован: вердикт тройки был краток – пять лет лагерей с последующим ограничением в правах – тоже на пять лет. Через полтора года он погиб от голода и каторжных работ на лесоповале в Архангельской области. Такая же участь была приготовлена и его детям, но старший сын Вилли сумел пробраться через Польшу в Германию, а Ойгену не удалось скрыться от преследования властей. Судьба занесла его в Донбасс, где он устроился бухгалтером на фабрику-кухню одной из шахт. Но начальство шахты сильно злоупотребляло со спиртными напитками, а нести ответственность за растрату пришлось бы Ойгену. В то время за такие грехи полагалось наказание – два-три года заключения. Тем более что вину Ойгена могли приумножить на семейные «грехи»: отец репрессирован, а брат предал родину и сбежал в Германию. Конечно, грозил неминуемый расстрел, но Ойген тайком покидает дом, оставив жену с маленьким ребенком, и отправляется в путь...

В узбекском городе Ургенч, устав от одиночества и отчаяния, он встречает Ирму Мартенс. Она – представительница голландских меннонитов, поселившихся в России (в екатерининские времена) в середине XVII века, работала в школе учителем немецкого языка. Конечно, родной язык, пение под гитару сближает их. Кстати, красавец-отец писал стихи, сочинял музыку, обладая ко всему прочему недюжинной физической силой. 14 февраля 1936 года у них родилась дочь – АННА ВИКТОРИЯ ГЕРМАН, но 26 сентября 1937 года Ойген был арестован. Долгое время никто не знал о его дальнейшей судьбе, но ныне живущий в Германии 84-летний родной брат Ойгена Артур Герман сообщает, что в 1938 году Ойген был расстрелян в Ташкенте. К сожалению, об этом не могла знать Анна Герман, поскольку только в горбачевские времена Артуру Герману удалось выяснить судьбу брата: после двух недель ожидания приговора тройки, он был расстрелян как «немецкий шпион и долголетний вредитель», но посмертно реабилитирован.

Через год после ареста Ойгена, семья Германов переживают еще одну потерю: от болезни умирает Фридрих – младший брат Ани. Это горе беспомощных женщин окончательно приводит к мысли, что их спасение – в бегах. Им приходится бежать и долгое время скитаться по Союзу, пока в Джамбуле их не застает Великая Отечественная война. Тут Ирма Мартенс вторично выходит замуж за офицера Войска Польского Германа Бренера, что впоследствии позволяет ей в 1946 году переехать на его родину в Польшу. Она устраивается поденщицей и получает маленькую комнату на троих в коммунальной квартире, а Аня продолжает учебу в школе. Хорошо учится, обнаруживает, что имеет дар к рисованию, мечтает поступить в высшую школу изящных искусств. Но мать советует: «Надо выбрать какую-нибудь более практичную профессию, чтобы прокормить семью и себя».

После учебы в начальной школе в Новой Руде и общеобразовательной гимназии для работающих (одновременно с учебой ей приходилось работать, чтобы помочь маме прокормить семью) во Вроцлаве Анна поступает на геологический факультет Вроцлавского Университета им. Болеслава Берута (1955-1961 гг.). Тут же в 1960 году она дебютирует на сцене студенческого театра «Каламбур», что становится началом её профессиональной карьеры на эстраде. И неудивительно, что после окончания университета Анна Герман выбирает профессию не геолога, а эстрадной певицы, тем более что уже сдан государственный экзамен тарификационной (аттестационной) комиссии Министерства Культуры и Искусства Польской Народной Республики и получено разрешение на профессиональную певческую деятельность на эстраде.

С целью заработка и карьерного роста на эстрадном олимпе Анне Герман приходится много ездить по небольшим городкам Польши с концертами, пока песни в её исполнении впервые становятся по-настоящему известными. Это было в 1963 году, в Сопоте, на ІІІ Международном фестивале песни, где она занимает ІІ место (песня «Так мне с этим плохо» – Tak mi z tym zle – Генриха Клейне и Бронислава Брока). Затем очередное признание и на Всепольском фестивале эстрадных коллективов в Ольштыне (песня «Ave Maria»), но триумфальный успех к ней приходит в 1964 году с песней «Танцующие Эвридики» (Tanczace Eurydyki) Катажины Гертнер и Евы Жеменицкой. Через год – еще одна удача: это был III Фестиваль польской песни в Ополе, на котором она выступает с песней «Зацвету розой» (Zakwitne roza, авторы – Катажины Гертнер и Ежи Миллера) и получает первую премию. В этом же году Анна Герман впервые выступает в Москве, где записывает свою первую большую пластинку «Танцующие Эвридики». А потом – снова Сопот, и длительные гастроли в США, Канаде и выступление в парижской «Олимпии»…

В 1966 году Анна Герман заключает контракт с итальянской студией грампластинок CDI, а в Каннах получает награду («Мраморная пластинка») Международной ярмарки грампластинок «MIDEM».

1967 год, Италия: Анна Герман – первая польская певица, которая представляет Польшу на фестивале в Сан-Ремо, а чуть позже – очередной колоссальный успех на ХV Фестивале Неаполитанской Песни в качестве первой иностранной исполнительницы в Сорренто. Ей вручают премию «Oscar della simpatia».

Вроде бы и жизнь складывается хорошо, да и с творчеством все в порядке, но на пике славы судьба приносит ей жестокое испытание: поздно ночью, когда она с водителем возвращалась из Виареджо в Милан в гостиницу, на горной дороге происходит страшная автокатастрофа. Водитель, который вёл машину со скоростью 160 км/час, за рулём заснул, и машина врезалась в бетонное ограждение. В результате Анну Герман из машины выбросило так далеко, что поначалу её никто и не заметил. Получив сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки и сотрясение мозга, она 12 дней не могла прийти в сознание. А после тяжелых операций – долгие месяцы в гипсовом корсете. В это время Анна диктует книгу-дневник «Вернись в Сорренто?».

Лишь к 1970 году Анна Герман впервые начинает ходить по квартире, а весной 1972 года возобновляет концертные поездки и осенью приезжает в Москву – записывает песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Надежда». «Надежда» – она становится первой песней, которую Анна Герман исполняет после своего выздоровления. Теперь очевидно, что это – одна из лучших песен, созданных в ХХ веке на русском языке. Слова песни и её мелодия в огромном пространстве СССР становится паролем и тихим гимном для многих миллионов людей. А скольким людям «Надежда» стала спасением и верой в хорошее будущее, она и сейчас спасает людей от тоски и одиночества, ободряет их, дарит им терпение, надежду, веру и мужество. Кстати, даже исцеляет: в Германии функционирует единственная в мире клиника – психотерапевтический центр, в котором с помощью голоса Анны Герман лечат людей от болезни.

У Анны Герман в СССР было много авторов, которые предлагали ей свои песни – это Арно Бабаджанян, Евгений Птичкин, Владимир Шаинский, Оскар Фельцман, Ян Френкель и многие другие. Песни в её исполнении стали шлягерами, а многие из них навсегда вошли в список популярных: «Надежда», «Когда цвели сады», «Мы долгое эхо друг друга», «Гори, гори моя звезда»…

В 1975 году Анна Герман родила сына, но очень скоро судьба посылает ей очередное испытание: в начале 80-х годов врачи обнаруживают у неё онкологическое заболевание – рак. Зная об этом, осенью 1980 года она последний раз отправляется на гастроли в Австралию, во время которых выступает практически во всех крупных городах континента. По возвращению снова появляется в больнице, где ей делают несколько сложных операций, но... врачи оказываются бессильными и они не могут спасти Певицу.

Анна Герман ушла из жизни 25 августа 1982 года, она похоронена (30 августа 1982 года) на варшавском евангелистско-реформаторском кладбище.

Надо помнить, что Анна Герман была нашей соотечественницей. Родившись в Советском Союзе, она потеряла родного отца, но еще большим потрясением для неё стала смерть младшего брата Фридриха – его ранняя смерть навсегда оставила в душе Анны боль и страдание… Вместе с матерью и бабушкой она в Союзе провела неимоверно трудное детство и перенесла много лишений и трудностей. Тем не менее, Анна сумела сохранить в себе чувство любви к Родине и к родному дому, оказавшись в большей степени русской, чем многие советские артисты. Она была полноправным символом советской эстрады и во всех уголках Советского Союза её принимали как родную. Хотя многие поляки с ревностью относились к ней и, пожалуй, до сих пор не могут простить покойной, что лучшие песни она пела именно на русском языке и была самой популярной певицей в СССР.

Однако парадокс: заслуги Анны Герман перед нашей страной не хотели заметить ни советские чиновники, ни их нынешние коллеги, которые пытаются попросту забыть о ней и оставленном ею богатейшем песенном наследии. Ведь Анна Герман как минимум еще при жизни заслужила звание «Народной артистки РСФСР» (значит – России), не говоря уж о более высоком – «Народном артисте СССР». Но, увы, ни один чиновник или деятель культуры того времени не осмелился хотя бы инициировать присвоение ей этого звания с вручением государственной награды. Видно, подумали: «Зачем все это иностранной певице?»

Этот вопрос впервые был справедливо поставлен авторами очерка «Светит знакомая Звезда» на страницах журнала «СЕНАТОР» в канун 70-летия Певицы. С тех пор редакцией получено свыше 2000 писем, в которых читатели поддержали авторов очерка и по сей день пишут, спрашивая: «Почему в нашем государстве воинам присуждают посмертные награды или премии, а деятелям культуры – нет?». И все же нам удалось добиться того, что от имени миллионов россиян Президиум Совета по общественным наградам Российской Федерации принял справедливое решение о посмертном награждении Анны Герман. Да, лучше поздно, чем никогда. Отныне орден «Чести» Анны Герман стал символом огромной любви к ней и к её песням, которые вошли в золотой фонд культуры нашего государства.

Прошло чуть больше четверти века после смерти Анны Герман, но её до сих пор помнят и любят во всех уголках необъятной России и республик бывшего Советского Союза. Она была символом нашей радости, вместе с её голосом в наших домах всегда звучала и наша радость! Живая радость! Она и сейчас звучит в наших сердцах, когда мы слушаем её голос и представляем себя на том незабываемом концерте Певицы.  

Ave Maria, gratia plena; Dominus tecum: benedicta tu in mulieribus, et benedictus fructus ventris tui, Iesus. Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen! Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божья, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь!  

* Совет по общественным наградам Российской Федерации создан (Свидетельство Минюста РФ №4384, от 9 октября 2004 года) для упорядочения процессов и форм общественного признания и проведения единой общественно-социальной политики в области общественных наград российского общества в соответствии с указами Президента РФ и методическими рекомендациями Геральдического совета при Президенте Российской Федерации..

2_12_German17.jpg (33948 bytes)
2_12_German21.jpg (14393 bytes)

76-річний Збігнєв Тухольский, чоловік Анни Герман, побував у Тернополі на вечорі пам’яті співачки. Син Збігнєв-молодший не приїхав, бо захищав дипломну роботу.

Тухольський устиг відвідати Почаївську лавру та Кременець.

— У Лаврі поспілкувався зі священиком, — каже він. — Вразила ікона з розп’яттям Ісуса Христа. Коли йдеш, здається, що ноги Ісуса згинаються.

У Тернополі Збігнєва супроводжувала головний лікар центру ”Ідеал СПА-студіо” Тетяна Медіна.

— Ми познайомилися в церкві адвентистів сьомого дня. Було це 2003 року в Варшаві, — згадує жінка.

Тетяна звертається до чоловіка Анни Герман на ”ти” і називає його своїм братом. Каже, що торік разом зі Збігнєвом, його сином та матір’ю Анни Герман Ірмою Мартенс їздила до Москви. Там на алеї слави відкривали зірку співачки.

— Збігнєв попросив поїхати з ними, бо мама Анни погано почувалася. А я ж лікар, — пояснює Медіна. — В разі чого, могла б допомогти.

У тернопільській філармонії зібралася публіка старшого віку. 14 лютого Анні Герман виповнився б 71 рік. Чоловік Герман говорить польською. Симфонічний оркестр грає мелодію пісні ”Мы — эхо”.

Збігнєв і Анна познайомилися 1960-го на пляжі у Вроцлаві. Молодий фізик, випускник Варшавської політехніки був на практиці у рідному місті Герман. Попросив симпатичну блондинку подивитися за його речами, доки купатиметься. Побралися Анна і Збігнєв через 12 років. Після смерті дружини Збігнєв більше не одружувався.

Вечір пам’яті співачки мав відбутися раніше.

— Перенесли концерт через смерть Ірми, матері Герман. Вона пішла з життя 30 січня, — пояснює Збігнєв і витирає обличчя хустинкою. Останні 8 років Ірма жила із зятем та онуком. Народилася вона й бабуся Анни на Кубані. Від розкуркулення жінки втекли до  Середньої Азії. Батька Герман розстріляли 1937-го.

Тухольський розповідає, що концерти пам’яті Герман відбулися в Києві, Одесі, Львові, Дубно, Рівному та в Білорусі.

— Хочу ще влаштувати їх у Казахстані й Узбекистані. Мені соромно, що в Польщі таких концертів немає. І музею Анни Герман поки що нема. В березні в Москві буде виставка особистих речей Ані.

2_12_German20.jpg (96011 bytes)

1936, 14 лютого — Анна Герман народилася в місті Урґенче, Узбекистан
1937 — розстріляли батька, німця Євгена Германа
1946 — мати Ірма Мартенс оформила фіктивний шлюб із польським офіцером Германом Бернером і виїхала до Польщі
1964 — на Сопотському фестивалі Анна здобуває другу премію за пісню ”Танцюючі Еврідіки”
1967 — дорогою з Форлі до Мілану (Італія) потрапила в аварію — водій Ренато Серіо заснув за кермом
1972 — одружилася зі Збігнєвом Тухольським
1975 — народився син Збігнєв
1982 — Анна померла від раку у Варшаві
1987 — на честь співачки назвали зірку
2007, 30 січня — померла 97-річна матір Герман Ірма Мартенс

Hosted by uCoz