narod.gif (621 bytes)

                                       Виталий Гуляев - Моя страничка в Интернете                                

2010_04_10_vulkan3.jpg (27495 bytes)
http://kp.ru/

Извержение вулкана Эйяафьяллайокулль началось 21 марта 2010 года. Продолжилось мощным взрывом 14 апреля. И опасаясь пепла, который попал в атмосферу, правительства большинства европейских стран запретили воздушное сообщение. Лишь 20 апреля утром некоторые аэропорты  решили открыться.


Фотографии вулкана, сделанные в последние два дня, распространили НАСА и европейское космическое агентство.
Снимки свидетельствуют, что вулкан не угомонился. Продолжает  засорять атмосферу. Хорошо видно, как от огнедышащей горы тянется шлейф - он коричневого цвета.
Однако эксперты уверяют, что характер извержения изменился. Его мощность снизилась. Столб пепла вырывает уже не на 8 километров над поверхностью, а всего на 5-6. И есть признаки того, что "производительность" вулкана - по крайней мере, по пеплу -  снижается. И возможно, скоро станет минимальной.
- На поверхности Эйяафьяллайокулля  замечены потоки лавы, - говорит исландский геолог Хъеорлейфур Свейнбъйорнссон (Hjorleifur Sveinbjornsson). - Значит, есть вероятность того, что взрывные извержения прекратятся. Вместе с выбросами пепла. Лава будет спокойно изливаться и не сильно тревожить планету.
В то же время ученые отмечают: поведение вулканов столь непредсказуемо, что верить им нельзя. Как и общаясь с женщинами. Внешние признаки могут быть одни - сулить что-то хорошее. Например, прекращение скандала. А ситуация в итоге обернется иначе. То есть, ничем хорошим не кончится.  Так и с вулканами бывает…


КСТАТИ
Знаете, как переводится название вулкана - Эйяафьяллайокулль?
Что значит это слово, о которое можно язык сломать? И которое звучит как магическое заклинание? Полно журналистов, которые не рискуют не только его произносить это слово, но и писать. Боятся ошибиться. А мистически настроенные люди просто боятся. Вдруг это слово действительно заклинание. Уж лучше помолчать от греха…
Тайну раскрыли люди, знающие исландский язык. Есть, оказывается, на Земле такой. И в переводе с него Эйяафьяллайокулль означает всего лишь "ледник на главной горе". Никакого кошмара. Никакой романтики. Сплошная тоска. Даже удивительно, что такое банальное название прогремело на весь мир.
В мирное время, когда вулкан не извергается, Эйяафьяллайокуллем называется ледник, который покрывает огнедышащую гору. Но сейчас от ледника уже мало что осталось - растаял.  А вулкан продолжает его растапливать. Жерло в виде трещины продвигается все дальше и дальше в ледник.

2010_04_10_vulkan4.jpg (35664 bytes)
В тучах над грозным Эйяафьяллайокуллем сфотографированы гигантские молнии.
Молнии над Эйяафьяллайокуллем не стали для ученых неожиданностью. Рано или поздно они должны были появится. Основание для такого прогноза дало прошлогоднее извержение вулкана Редобт (Mount Redoubt) на Аляске. Тогда впервые удалось сфотографировать  буйство вулканической или грязной грозы - так называют этот феномен.
Удались и нынешние снимки, которые были сделаны благодаря специальной аппаратуре: она реагировала на электрические разряды и позволяла фотографировать молнии непосредственно в те моменты, когда они ударяли.
Если верить ученым, то  молний, которые бьют из туч пепла, обладают  невероятной силой. Они   мощнее тех, которые сопровождают ураганы. У людей, живущих в округе, эти молнии вырубали телевизоры.А тучи пепла, как оказалось, способны закручиваться в торнадо и вести себя подобно атмосферным вихрям.
Каким образом тучи пепла набирают электрические разряды и выстреливают ими, точно не известно. Но похоже, что на характер молний влияет состав туч. Например, на Аляске, где жерло вулкана было свободно ото льда и снега, сверкали исключительно красные сполохи. А в Исландии, где Эйяафьяллайокулль извергается из подледных трещин, а  тучи пепла смешиваются с водяным паром и кристаллами льда, бьют разноцветные молнии - от синих до зеленых.
Про способность вулканов метать молнии известно давно. По крайней мере, на уровне рассказов очевидцев. И еще наш известный живописец Карл Брюллов изобразил нечто, похожее на молнию в тучах пепла на своей знаменитой картине "Последний день Помпеи".
2010_04_10_Pompey.jpg (196848 bytes)
На электрические разряды над вулканами грешили и эволюционисты. Полагали, что эти молнии миллиарды лет назад спровоцировали химические реакции, которые сначала привели к образованию цепочек аминокислот, а потом и жизни. Но мало кому удается сфотографировать вулканическую "грозу".

Пленникам Эйяфьятлайокудля добраться домой помогают friend'ы.

Настоящий friend никогда не бросит друга, особенно если он застрял на чужбине, в наглухо закрытом аэропорту, из которого все вылеты отложены на неопределенный срок. Пользователи Живого журнала вовсю обсуждают, как пленники вулкана могут выбраться из Европы обратно в Россию.
Блог Другого — один из самых популярных в русскоязычном Живом журнале. Сейчас его автор застрял в Берлине: рейс отменен, как попасть домой — не понятно.
- Большая просьба ко всем, кто оказался в Берлине или где-то рядом в той же ситуации, что и я — самолеты не летают, в поезда не сажают (билетов на Москву нет до начала мая): если у вас появится возможность уехать в Россию на машине или автобусе, дайте знать, пожалуйста. Я оплачу свой проезд, если будет свободное место, - обращается блогеров к своим многочисленным читателям.
На его призыв о помощи к моменту моего посещения сайта откликнулись 436 человек. В комментариях — обсуждения извержения вулкана и несколько вариантов как добраться. Пока annekey предлагает поехать автостопом, другие читатели пытаются изобрести более цивилизованный путь из парализованной авиаколлапсом Европы в Россию. Или решить проблемы своих знакомых.
Например, urus-hay устраивает судьбу коллеги, которая не успевает вернуться на работу из отпуска:
- Моя коллега в компании добрых друзей (всего 4 человека) застряли после выставки в Италии. Должны были вылететь завтра из Бергамо в Тампере, чтобы вернуться домой в Петербург, но, как очевидно, не судьба... Ребята могут добраться до Германии или до Бельгии на арендованной машине, но там ее нужно сдать. Паром из Ростока только 20 (апреля). Так вот, может быть кто-то подрядится (конечно за не бесплатно!) довезти их на своем транспорте в восточную сторону? До Финляндии? Польши? Эстонии?
Среди вызвавшихся помочь оказался colonelrabin:
- Живу в Германии. В случае чего могу довезти их до Варшавы, но не до Таллина, это уж очень далеко выходит. Из Варшавы можно региональным поездом доехать до Бреста (180 км). И если ситуация действительно горит, то, полагаю, можно найти кого-то в Питере, кто сможет срочно съездить на машине в Брест и встретить их.
Еще один пользователь из Гермнаии - Miss-flirty - рассказывает свою историю:
- Подруга тоже в субботу Аэрофлотом собиралась вылетать. Теперь сидит со мной. Это еще хорошо, когда друзья в Берлине и виза на долгое время. А то бедные транзитчики и выйти (из стерильной зоны) не могут.
Своими проблемами в Живом Журнале делятся и другие пользователи. Laes должен был вернуться из Италии домой, но вместо этого коротает время в отеле под Миланом:
- Вулканическое облако над Европой отменило наш обратный рейс... Отсюда не летает вообще ничего, в аэропортах - кучи перепуганных людей, а на ж/д вокзалах - очереди в кассы по 3-4 часа стояния в каждой. В итоге с большим трудом и путём стояния в двух огромных очередях нам удалось купить билеты лишь на понедельник на поезд Милан-Цюрих, а затем - Цюрих-Берлин. В столице Германии буду только во вторник утром. Как выбираться из Берлина - понятия пока нет, особенно если учесть, что машина у меня стоит в Финляндии, в славном городе Тампере. Паромы из Германии в Хельсинки до конца апреля отменили. Буду пытаться добраться до Таллинна или Стокгольма. Ну или до Москвы на крайняк, а потом через Питер - снова в Финляндию...
lampa в ответ рассказывает свою счастливую историю:- Шеф каким-то чудом договорился в Копенгагене, чтобы ему польскую машину дали, чтобы отдать ее в Дюсе... Он просто стоял и караулил, какие машины приезжают, и уболтал дать ему не датскую, а польскую машину...
Однако так повезло далеко не всем. new-time ждет свою подругу Надю, которая из-за извержения застряла в Испании, и они не могут придумать для нее никакого выхода. Читатели печально шутят, что, может быть, теперь у девушки будет вид на жительство в этой стране.
Человек с мудрым ником Kaa застрял в Праге. От Чехии до России сравнительно близко, но и оттуда по земле выбраться не так-то просто:
- Аэрофлот продаёт билеты на какие-то автобусы до Москвы, цена €160, обещают за 30(?) часов довезти, ссылаясь на письмо от посольства РФ к погранслужбам об ускоренном пропуске пассажиров.
Уральские авиалинии, по словам пассажиров, бросили своих клиентов и не делают ничего. Аэрофлот берётся перевезти и их с оглядкой на заполненность автобусов.
Полиция по делам иностранцев усиленно (в воскресенье, 10 вечера) лепит визы всем застрявшим. По словам какого-то полицейского чиновника в штатском, оформление одной визы занимает 10-15 минут, но документы берут блоками. Сидячие места организованы прямо у будок погранконтроля в терминале 1.
Кроме Живого Журнала, застрявшие в европейских аэропортах путешественники активно общаются в Twitter и других интернет-сервисах. Появился даже специальный хэш-тег #ashtag, которым помечают темы, связанные с отменой или задержкой рейсов из-за извержения исландского вулкана. Кроме этого тэга, в ходу еще #ashcloud, #stranded и #stuckineurope.
2010_04_10_vulkan2.jpg (90637 bytes)

Опасность вокруг вулкана раздута, как истерия вокруг свиного гриппа.

КАРАНТИН ПО ПЕПЛУ

Дежавю… Совсем недавно весь мир трясло от страха по поводу свиного гриппа. Медики предрекали чудовищную эпидемию и миллионы жертв по всему миру. Люди отказывались  летать, боясь заболеть. Раскупали подорожавшие лекарства. Каждый день официальные лица передавали сводки о числе заразившихся. Но потом выяснилось, что со свиным гриппом погорячились. И он оказался не страшнее обычного.

И вот новый кошмар. Народ ломится на  поезда, автобусы, пароходы. Автомобили запруживают дороги. Потому что улететь куда-либо трудно, а то и просто невозможно - карантин. Но уже не по свиному гриппу, а по пеплу, которым якобы засыпал небо вулкан Эйяафьяллайокулль в Исландии. Европейские страны закрывают воздушное пространство. Не выпускают самолеты. Отказываются принимать.  По последним данным число отмененных рейсов перевалило за 30 тысяч.

Да, на снимках в тепловых лучах вулкан, на который возложена ответственность за транспортный коллапс в Европе, похож на лик дьявола. Но в самом ли деле он на так страшен, чтобы устраивать наблюдаемое ныне светопредставление? Не дурят ли нас, как со свиным гриппом?

 ШЕСТЬ НАИВНЫХ ВОПРОСОВ ПО СУЩЕСТВУ БЕЗ ОТВЕТОВ 

* Сколько должно быть пепла в атмосфере, чтобы он представлял реальную угрозу для авиаперелетов?

 Сомнений нет: пепел опасен тем, что может повредить турбины самолетов. Налипнет и застынет, как лава. Но при какой концентрации твердых частиц в воздушном потоке они становятся реально опасны? Никто такой информации не дает.  Похоже, ее вообще нет. То есть, решения об отмене полетов в конкретном месте ни на чем не основано.

 * Кто проверяет, долетел ли пепел до страны?  

Совсем уж странно, когда сообщают, что пепел замечен в районе какого-нибудь аэропорта. Приборы, способные "углядеть" частички пепла  - особенно на большой высоте  - большая редкость.  А где тот таинственный "центр", который пугает всю Европу? И сообщает о прибытии "подарков из Исландии"? Насколько можно верить поступающей информации?

*Какие основания для обещаний открыть воздушное движение через какое-то время?

 Кто-то обещает возобновить полеты "к вечеру", кто-то "завтра", кто-то "когда появятся просветы". А почему они должны появиться? Вулкан не перестает выбрасывать пепел. Наоборот плюется с удвоенной силой. Но если можно разрешить полеты в такой ситуации, то почему их запрещали прежде? Никакой логики…

 *В самом ли деле пепел накрыл всю Европу?

 Вулкан действительно извергается. Из него летит пепел. Но насколько широко и густо он засыпает материк? На днях НАСА (это американцы) обнародовало снимки из космоса. На них видно, что  облако пепла распространяется весьма узкой полосой. С расстоянием она становится все жиже и жиже. Так, кстати, вело себя и облако вулкана Эль-Чичон вМексике, извержение которого в 1982 году было очень похожим на нынешнее в Исландии.

Облако мексиканского вулкана узкой полосой постепенно за несколько месяцев намоталось на все Северное полушарие. Но оно не шло веером, как сейчас это рисуют для вулкана Эйяафьяллайокулль.

Поэтому совсем не исключено, что пепел относительно густо пока накрыл лишь узкий коридор, расположенный примерно на широте Исландии. А остальная Европа свободна. Аналогичное предположение, кстати, возникло у пилотовВеликобритании, Голландии и Германии. Они совершили несколько пробных рейсов без пассажиров. И нечего угрожающего не заметили.

Слетал в "закрытую" Польшу и президент России. И тоже удачно.

РАСПИСАНИЕ РЕЙСОВ МОСКОВСКИХ АЭРОПОРТОВ ОНЛАЙН

Домодедово (Москва)

Шереметьево (Москва)  

Внуково (Москва) 

Российские аэропорты 

Международные аэропорты

Сколько еще нужно экспериментов?

 Кто будет решать, можно летать или нет?

 Очевидно, что ситуация, которая складывается вокруг авиаперевозок, уже надоедает. И надо что-то решать. В смысле, пора бы начать летать снова. И начнут. Но кто и на основе чего даст отмашку?

 Кому это выгодно?

 "Пепельная" страшилка уже охватила весь мир. Поскольку Европа - это желанный пункт назначения для многих жителей нашей планеты. А пункт  не принимает. По воздуху, конечно. И кому это выгодно?

В прошлый раз - со свиным гриппом - было понятно:  истерия полезна фармацевтическим компаниям и вообще здравоохранению. Но сейчас? Подозревать железнодорожников или представителей другого наземного или водного транспорта было бы наивно и как-то примитивно. Хотя они явно в плюсе.

Точно ли авиация в минусе? Как сообщают, перевозчики теряют по 200 миллионов долларов в день. Но кто знает, может быть они что-то и приобретают? Например, могущество. Мол, смотрите, плохо без нас?

Первыми отменили полеты британцы. Но и они вряд ли бы смогли в одиночку организовать столь масштабное шоу. 

Тогда где эта "мировая закулиса"? Или подозрение в заговоре против человечества - это иллюзия?

А В ЭТО ВРЕМЯ

Кто проиграл, а кто выиграл от извержения

Убытки авиакомпаний перевалили за 1 миллиард евро.

Вулкан в далекой Исландии изменил жизнь всей Европы. Кто же пострадал от этого стихийного бедствия?

1. Авиакомпании. По данным экспертов, ежедневно авиакомпании теряют 150 - 200 млн. евро - это убытки от невыполненных рейсов и сданных билетов, вынужденного изменения маршрутов, траты на заботу о пассажирах (дополнительное питание, размещение в гостиницах и др.). Суммарный ущерб авиаперевозчиков и аэропортов за все прошедшие дни, когда небо было закрыто для полетов, превысил 1 миллиард евро, подсчитала Международная ассоциация воздушного транспорта.

- Это фантастические убытки со времен 11 сентября 2001 года (когда произошло крушение башен-близнецов в Нью-Йорке. - Ред.), - говорит Олег Пантелеев, начальник аналитической службы агентства «АвиаПорт».

2. Пассажиры. В общей сложности, по данным экспертов, пострадали 7 млн. пассажиров. Всего компании отменили 63 тысячи рейсов. В частности, «Аэрофлот» - 69 рейсов.

3. Серьезные убытки несут и туристические компании. Ведь среди авиапутешественников было большое количество тех, кто ехал в отпуск.

- Многие люди не смогли вылететь к местам отдыха, - рассказывает Евгения Конколь, президент группы компаний «Спектрум». - Да и есть вероятность того, что после такого происшествия поток туристов, например, в Европу в ближайшие месяцы может сократиться.

Тем не менее в любой ситуации есть не только проигравшие. Кто же сумел нажиться на пепельном форс-мажоре?

1. Наземный транспорт (автобусы, поезда, паромы). Даже самые дорогие билеты на европейские поезда впервые за долгое время раскуплены на несколько дней вперед. Несмотря на дополнительные рейсы, почти невозможно купить билет и на автобусы по Европе. Дополнительную прибыль получают и паромные компании, у которых обычно в это время почти нет клиентов (горячий сезон на паромные путешествия еще не начался).

2. Страховые компании. Как говорят эксперты, в последние несколько дней люди стали в массовом порядке страховаться от невылета. В основном это делают те, кто планирует отпуск на майские праздники. Тем не менее данная опция вряд ли поможет путешественникам. Стихийное бедствие обычно признается форс-мажорным обстоятельством, которое не влечет за собой страховых выплат.

3. Такси. О том, что гражданам предлагают за баснословные деньги добраться в Европу, говорят в Москве, Стамбуле и других городах. К примеру, до Германии из «Шереметьево-2» предлагают довезти за 50 тысяч рублей. Однако сейчас невозможно оценить, как много людей воспользовались этой услугой.

- Конечно, выиграли те, кто может предложить альтернативное решение проезда, - говорит Олег Пантелеев. - Но вместо того чтобы помочь людям, попавшим в беду, они пытаются нажиться на этом, завышая цены.


ВОПРОС ДНЯ: Так ли страшен исландский вулкан, как его малюют?

Ирина ДАННЕНБЕРГ, глава пресс-службы «Аэрофлота»:- Наверное, мысль такая есть. Но «Аэрофлот» в первую очередь заботится о безопасности пассажиров. Поэтому мы прислушиваемся к мнению экспертов и воздерживаемся от полетов над Европой. Мы разработали альтернативные варианты маршрутов. К примеру, самолеты в США и Канаду у нас летят через северные широты, а на Кубу - через Средиземноморье.

Александр ХИНШТЕЙН, депутат Госдумы:- Мне кажется, если извержение вулкана в Исландии - самая большая опасность человечеству, то это большое счастье.

Виктор МЕРЕЖКО, кинорежиссер:- Не преувеличенной, а преуменьшенной. Это предупреждение нам, жителям Земли, что все может для нас закончиться печально. В мире существует пять таких крупных вулканов. А вдруг они начнут извергаться одновременно? Это страшно себе представить.

Геннадий ГУДКОВ, член Комитета Госдумы по безопасности:- Очевидно, что после трагедии с самолетом польского президента авиакомпании будут дуть на воду. Так что тут одно на другое наложилось. А вообще на Западе более дотошно подходят к вопросам безопасности.

Олег ПАНТЕЛЕЕВ, руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт»:- Сомнения, конечно, возникают. Но проблема влияния вулканического пепла на авиадвигатели практически не изучена. А раз мы этого не знаем, то гарантировать безопасность полетов невозможно. Да, авиакомпании терпят огромные убытки, но они не идут ни в какое сравнение с тем ущербом, который могут нанести крушения самолетов.

Юрий БУЛЮХИН, путешественник, Казань:- Обыкновенное извержение, а шумиху из этого организуют те, кому это выгодно. Авиаперевозчики теперь могут нажиться за счет компенсаций со страховых компаний. А «зеленые» опять раструбят о глобальном потеплении и вмешательстве человека в природу.

Лариса РУБАЛЬСКАЯ, поэт:- Мне не кажется, что опасность преувеличена. Я боюсь стихии, поэтому считаю, что лучше перестраховаться. Тем более что мне предстоят полеты, в том числе в Европу. Вот жду у моря погоды, у вулкана - милости.

Лиса, читательница сайта KP.RU:- Я думаю, что все не так страшно, как преподносят лжеученые. Что-то ни один из них не предсказал этого извержения, а теперь запугивают его сроками и силой.

Hosted by uCoz